Папа Римский Либерий (352-366) был сослан арианским императором Констанцием II во Фракию на два года за то, что папа отказался осудить александрийского патриарха Афанасия. Констанций поставил вместо Либерия подручного ему Феликса, положив начало порочной практике вмешательства светской власти в церковные дела. Но народ (в отличие от высших классов) отнесся достаточно враждебно к Феликсу, да и Либерий, видимо, со временем пошел на некоторые уступки, и был возвращен. Предполагалось, что оба иерарха будут управлять римской церковью вместе, но после возвращения Либерия, народ вынудил Феликса удалиться. Феликс был объявлен антипапой.
Интересно, что когда умер Либерий, было выбрано сразу два папы. Народ в этот раз поддерживал Урсина (видимо, архидиакона Либерия), а высшие классы - Дамасия.
В разгоревшейся борьбе Дамасий нанял банду головорезов, которые три дня вырезали сторонников Урсина. Было столько насилия и крови, что два префекта Рима вынуждены были вмешаться, чтобы восстановить порядок. Насилие переместилось в пригород, после чего было убито еще 137 человек. Как Синтия Уайт, так и Эдуард Гиббон считают, что было кви про кво между Дамасием и префектом Претекстатом, при котором Претекстат поддерживал Дамасия, а Дамасий поддерживал Претестата в языческих (?)кругах.
Дамасий победил. Как видим, глас народа не всегда глас Божий, и народной партии не всегда удается выиграть. На этот раз антипапой был объявлен народный избранник. А что, нужно поддерживать баланс сил. Нельзя одной стороне все время выигрывать.
В связи с этим удивляет повышенная враждебность официальных христиан к императору Юлиану, которого называют Отступником. Его правление (361-363) подают как возобновление гонений на христиан.
В то время как Юлиан, напротив, вернул из ссылки многих христианских епископов. Надо полагать, что в основном ортодоксальных, ибо правление предшественника Юлиана Констанция II считается торжеством арианства.
Юлиан не был тупым язычником, противопоставлявшим множество богов единому Богу. Концепция единого Бога (даже в виде Троицы) разделялась многими языческими философами, в том числе и неоплатониками, к которым принадлежал Юлиан. Просто они совмещали это и со служением второстепенным персонофициораванным богам.
Немудрено, что наблюдая подбную вышеописанную вражду между христианами, Юлиан не захотел быть христианином. Вразрез с распространенным заблуждением, Юлиан никого не гнал, напротив, объявил веротерпимость. Возможно, не без коварства. Он резонно предположил, если дать различным конфессиям и даже фракциям в одной конфессии христианства свободу, они перебьют друг друга. Подобное мы и наблюдали в борьбе Дамасия и Урсина.