Бытие 9:18-25 гласит:
"Сыновья Ноя, вышедшие из ковчега, были: Сим, Хам и Иафет. Хам же был отец Ханаана.
Сии трое были сыновья Ноевы, и от них населилась вся земля.
Ной начал возделывать землю и насадил виноградник;
и выпил он вина, и опьянел, и лежал обнаженным в шатре своем.
И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего, и выйдя рассказал двум братьям своим.
Сим же и Иафет взяли одежду и, положив ее на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего.
Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его,
и сказал: проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих".
С точки зрения цивилизованного человека, это абсурд. Отец перепил и заснул голым. Сын увидел отца голым, посмеялся.
Казалось бы, посмейся в ответ, забавно. То, что надо. Ведь в реальности именно смех придает силу, продлевает и скрашивает жизнь. Ситуация беспрецедентная: и с Ноем, и с Хамом это случилось впервые. Простительно и тому, и другому, если вообще есть здесь что осуждать. Да уж если и осуждать, то это не смех Хама, а одурманивание Ноем своего рассудка.
Но Ной взбесился и проклял своего внука (!) навечно за веселость его отца. Можно Ноя назвать негодяем?
А ведь Ной считается ветхозаветным праведником! Забавно, какие представления о праведниках имели древние.
Тем не менее, возможно, в этом есть определенный смысл. Конечно, как в диком обществе, так и в наше время, отцы и дети, это те же самые люди, разница между ними искусственная. И если отцы были негодяями, то и дети были такими же.
И, видимо, эгоистичность и неблагодарность детей была тогда актуальным вопросом. Не было морального стержня в людях, и сознание долга почитания родителей приходилось вбивать с помощью страха требованием гипертрофированного уважения.
Здесь можно провести параллель с Китаем. При всей мудрости различных высказываний Конфуция, режет глаз его проповеди о гипертрофированном почитании родителей (кстати, сам он рано лишился отца).
И если мы видим в требованиях рабского почитания со стороны отцов их моральную низость, мы должны видеть и рациональную часть, без которой, вероятно, тогдашнее общество было бы еще менее гармоничным.