Жизнь, полная переломов

Sep 09, 2023 21:50

В учебнике по этике написано о Л.Толстом:
"В середине семидесятых годов он пережил глубокий внутренний кризис, в результате которого пришел к выводу, что вся его предшествующая жизнь была ложной в своих нравственных основах. Его даже стала преследовать мысль о самоубийстве.

Годы кризиса были также годами интенсивной интеллектуальной и душевной работы. Она включала в себя изучение мировых религий, философской классики, самостоятельные теоретические исследования о природе религии, нравственности, веры, систематическую критику догматического богословия, для чего он специально изучил древнееврейский и древнегреческий языки. В стремлении вновь обрести нравственную цельность Толстой в течение года самым добросовестным образом вел жизнь правоверного христианина по критериям православной церкви - со всеми молитвами, постами и т.д. Результатом этой колоссальной духовной работы стало убеждение, что учение Христа было искажено церковью. На самом деле, считал Толстой, Иисус Христос - не Бог, а великий социальный реформатор, суть учения которого составляет заповедь непротивления злу силою. Вторую половину своей жизни Толстой посвятил тому, чтобы практиковать, обосновывать и исповедовать идеал ненасилия. Он делал это с такой настойчивостью, что его неортодоксальные взгляды были в 1901 г. осуждены специальным решением Синода русской православной церкви.
В самом деле, если основы жизни меняются таким образом, что человек духовно становится прямо противоположен тому, чем он был раньше, то это означает, что новое состояние не вытекает из старого, не является его продолжением. Можно было бы предположить, что старое состояние детерминирует новое чисто отрицательным образом, обязывая делать все наоборот. Но и в этом случае остается непонятным, откуда у личности возникает сознание отрицательности своего опыта. В свое время духовно запутавшийся, смятенный Августин Блаженный пережил удивительный переворот, в мгновение превративший его из язычника в христианина. Размышляя над причинами этого превращения и не находя ему никаких объясняющих оснований в своей собственной жизни, Августин пришел к выводу, что случившееся с ним является чудом, доказывающим существование Бога. Рассуждение Августина безупречно: нельзя требовать причинного объяснения тому, почему Савл превращается в Павла, ибо само такое превращение мыслится как разрыв цепи причинно-следственных связей, как чистый акт свободы.
Можно было бы предположить, что старое состояние детерминирует новое чисто отрицательным образом, обязывая делать все наоборот. Но и в этом случае остается непонятным, откуда у личности возникает сознание отрицательности своего опыта".
Святой Августин лукавит. И неосознанно сильно грешит, распространяя ложь, которая даже в 21 веке, как видим, будет сбивать с толку пытающихся разобраться в хитросплетениях жизни людей.
Толстой же был чудиком, но в нем очень много симпатичного. Искренность, чистота души, и, главное, поиск. Именно поиск приводит к таким резким поворотам.
И мне Толстой здесь очень близок и понятен, потому что я тоже пережил подобные перевороты.
И объяснение этим переворотам очень простое. Никаких чудес. Никакой отрицательности опыта. Все вытекает из старого.
Не опыт был отрицательный, а предшествующая жизнь казалась Толстому основанной на неверных принципах. Но даже у такой жизни всегда позитивный опыт. Более того: за битого двух небитых дают.
Просто ты сначала формируешь картину мира на основе имеющихся данных, дорисовываешь нехватающие звенья, и получается некое представление. А потом появляются недостающие звенья или имеющиеся рассыпаются и заменяются на новые, и картина получается совершенно иной. Но все из старого. Обычный путь человека с поиском. И мне даже сложно представить, как может быть иначе.
Удивительно, что изучая Евангелие, Толстой увидел в процессе поиска главную суть в заповеди: "Если тебя ударят по одной щеке, подставь другую", а Ваш покорный слуга видит главную суть в заповеди: "Блаженны алчущие и жаждущие правды".

Критика, Этика, Мой путь, Толстой

Previous post Next post
Up