Меня как-то спросили: «Правда одна или у каждого своя?» - «Конечно, одна». - «Тогда не о чем с тобой разговаривать!» Люди стали воспринимать правду как искаженную пристрастную эгоистическую позицию. Правда стала неправдой. Белое стало черным. И в этом проблема.
Правда - это действительность. А действительность одна. Другое дело, что каждый из нас видит правду в искаженном виде. И многие даже думают, что это «правда» и есть. Но это не значит, что мы должны подменять свет тьмой.
Мы часто враждуем между собой, и в интересах всех сторон - найти общий язык. Но общего языка не будет, если каждый станет навязывать свою искаженную «правду». Консенсус возможен только на основании настоящей Правды. К счастью, мир многополярен, и можно найти людей, с которыми консенсус возможен. А те, кто будет отстаивать свою искаженную «правду», останутся в одиночестве.
Это касается и реконструкции истории.
Были времена, когда лживой историей можно было обосновать насилие или титул, и это прокатывало. Сейчас то, что ты имеешь, не нужно обосновывать историей. А если ты хочешь большего, то лживой «историей» ты только оттолкнешь людей.
Когда ты честный и справедливый, ты притягиваешь людей. Когда ты лжешь - ты отталкиваешь. И если даже удалось обмануть кого-то - это ненадолго. И выйдет боком.
Более того, интеллектуально развитых людей тошнит даже тогда, когда ложью обосновывают позицию, за которую они сами ратуют.
Некоторые гневно возмущаются, когда кто-то выискивает какие-то недостатки в легендах, например, про Зою Космодемьянскую или панфиловцев. Но это правильно - выискивать недостатки. Настоящего героя не нужно одевать ложью. Ложь только вредит ему. Когда люди со стороны замечают какую-либо ложь, они могут сделать вывод, что и все остальное лживо. И вместо уважения к герою будут испытывать презрение.
Не надо приукрашивать историю своей страны, замалчивая слабости и акцентируя достоинства. Не надо смотреть на мир сквозь розовые очки. Это выйдет боком. Давайте позволим стране быть такой, какая она есть. И если в ней что-то не хватает, мы можем привнести в нее своими поступками.
На территории будущей Западной Украины (Галичины) Москва была очень популярна 150 лет назад. Почему? Потому что там начиналось все с розовых очков. И мы видим, к чему все пришло после того, как розовые очки разбились.
Сподвижник А.Герцена русский революционер В.Кельсиев посетил Галичину в 1867 году. Его записки очень интересны. Среди прочего там есть следующее:
«Отрезанные нелепыми трактатами от великой семьи русских племен, герметически закупоренные в свое захолустье нашею паспортною системою и устройством нашей границы (которое не столько спасает нас от еврейской контрабанды и от польской пропаганды, сколько охраняет Австрию от нашего влияния на галичан, на угорских русских и вообще на славян), галичане страшно идеализируют Россию.
У нас все хорошо, все верх совершенства. Наша политика, наша литература, наше общество, наши учреждения, наши города, чистота наших улиц и нравов, самая физическая наружность каждого из нас - верх совершенства, по их понятиям. Хотите обидеть их или навлечь на себя подозрение, что вы польский шпион - а мне и это случалось - расскажите им что-нибудь о темных сторонах нашего быта, о сектах, например, или о нашей прежней бестолковщине в иностранной политике - и вы увидите, по выражению лиц их и по перемене в обращении с вами, что вы их насмерть оскорбили в их заветных верованиях. Зато восторженные, самые утрированные похвалы России отворяют вам все двери и все сердца» (Современному читателю сложно понять, о каких русских идет речь. Но галичане тогда сами называли себя русскими. «Русский» тогда - это синоним восточного славянина).
Давайте сделаем услугу для себя и своей страны - снимем розовые очки и не будем их никому предлагать.