Обложка и подноготная советской живописи

Jan 11, 2023 16:32


Из дневника Корнея Чуковского 17 февраля 1926 г:

"Видя, что о детской сказке мне теперь не написать, я взялся писать о Репине и для этого посетил Бродского Исаака Израилевича. Хотел получить от него его воспоминания. Ах, как пышно он живет - и как нудно! Уже в прихожей висят у него портреты и портретики Ленина, сфабрикованные им по разным ценам, а в столовой - которая и служит ему мастерской - некуда деваться от «расстрела коммунистов в Баку». Расстрел заключается в том, что очень некрасивые мужчины стреляют в очень красивых мужчин, которые стоят, озаренные солнцем, в театральных героических позах. И самое ужасное то, что таких картин у него несколько дюжин. Тут же на мольбертах холсты, и какие-то мазилки быстро и ловко делают копии с этой картины, а Бродский чуть-чуть поправляет эти копии и ставит на них свою фамилию. Ему заказано 60 одинаковых «расстрелов» в клубы, сельсоветы и т.д., и он пишет эти картины чужими руками, ставит на них свое имя и живет припеваючи".



А вот что писала советская критика о картине: «Полотно написано на основе внимательного изучения документальных материалов. Бродский исторически правдиво передал трагедию, разыгравшуюся в закаспийских степях 20 сентября 1918 года. Изображён момент расстрела Шаумяна, Джапаридзе, Азизбекова, Фиолетова и других бакинских комиссаров. Восхищает героизм революционеров, их светлые, открытые лица и выражение уверенности в правоте дела, за которое они борются. В картине показаны и виновники преступления, непосредственные вдохновители этой зверской расправы - контрреволюционеры и английские интервенты. Трусливо и злобно смотрят они из-за спин солдат на свои жертвы. Враги революции предстают во всём своём омерзительном обличье».

Живопись, Чуковский, коммунизм

Previous post Next post
Up