1. В те дни не было царя у Израиля; и в те дни колено Даново искало себе удела, где бы поселиться, потому что дотоле не выпало ему полного удела между коленами Израилевыми.
2. И послали сыны Дановы от племени своего пять человек, мужей сильных, из Цоры и Естаола, чтоб осмотреть землю и узнать ее, и сказали им: пойдите, узнайте землю. Они пришли на гору Ефремову к дому Михи и ночевали там.
3. Находясь у дома Михи, узнали они голос молодого левита и зашли туда и спрашивали его: кто тебя привел сюда? что ты здесь делаешь и зачем ты здесь?
4. Он сказал им: то и то сделал для меня Миха, нанял меня, и я у него священником.
5. Они сказали ему: вопроси Бога, чтобы знать нам, успешен ли будет путь наш, в который мы идем.
6. Священник сказал им: идите с миром; пред Господом путь ваш, в который вы идете.
7. И пошли те пять мужей, и пришли в Лаис, и увидели народ, который в нем, что он живет покойно, по обычаю Сидонян, тих и беспечен, и что не было в земле той, кто обижал бы в чем, или имел бы власть: от Сидонян они жили далеко, и ни с кем не было у них никакого дела.
8. И возвратились к братьям своим в Цору и Естаол, и сказали им братья их: с чем вы?
9. Они сказали: встанем и пойдем на них; мы видели землю, она весьма хороша; а вы задумались: не медлите пойти и взять в наследие ту землю;
10. когда пойдете вы, придете к народу беспечному, и земля та обширна; Бог предает ее в руки ваши; это такое место, где нет ни в чем недостатка, что получается от земли.
11. И отправились оттуда из колена Данова, из Цоры и Естаола, шестьсот мужей, препоясавшись воинским оружием.
12. Они пошли и стали станом в Кириаф-Иариме, в Иудее. Посему и называют то место станом Дановым до сего дня. Он позади Кириаф-Иарима.
13. Оттуда отправились они на гору Ефремову и пришли к дому Михи.
14. И сказали те пять мужей, которые ходили осматривать землю Лаис, братьям своим: знаете ли, что в одном из домов сих есть ефод, терафим, истукан и литый кумир? итак подумайте, что сделать.
15. И зашли туда, и вошли в дом молодого левита, в дом Михи, и приветствовали его.
16. А шестьсот человек из сынов Дановых, перепоясанные воинским оружием, стояли у ворот.
17. Пять же человек, ходивших осматривать землю, пошли, вошли туда, взяли истукан и ефод и терафим и литый кумир. Священник стоял у ворот с теми шестьюстами человек, препоясанных воинским оружием.
18. Когда они вошли в дом Михи и взяли истукан, ефод, терафим и литый кумир, священник сказал им: что вы делаете?
19. Они сказали ему: молчи, положи руку твою на уста твои и иди с нами и будь у нас отцом и священником; лучше ли тебе быть священником в доме одного человека, нежели быть священником в колене или в племени Израилевом?
20. Священник обрадовался, и взял ефод, терафим и истукан, и пошел с народом.
21. Они обратились и пошли, и отпустили детей, скот и тяжести вперед.
22. Когда они удалились от дома Михи, жители домов соседних с домом Михи собрались и погнались за сынами Дана,
23. и кричали сынам Дана. Сыны Дановы оборотились и сказали Михе: что тебе, что ты так кричишь?
24. (Миха) сказал: вы взяли богов моих, которых я сделал, и священника, и ушли; чего еще более? как же вы говорите: что тебе?
25. Сыны Дановы сказали ему: молчи, чтобы мы не слышали голоса твоего; иначе некоторые из нас, рассердившись, нападут на вас, и ты погубишь себя и семейство твое.
26. И пошли сыны Дановы путем своим; Миха же, видя, что они сильнее его, пошел назад и возвратился в дом свой.
27. А сыны Дановы взяли то, что сделал Миха, и священника, который был у него, и пошли в Лаис, против народа спокойного и беспечного, и побили его мечом, а город сожгли огнем.
28. Некому было помочь, потому что он был отдален от Сидона и ни с кем не имел дела. Город сей находился в долине, что близ Беф-Рехова. И построили снова город и поселились в нем,
29. и нарекли имя городу: Дан, по имени отца своего Дана, сына Израилева; а прежде имя города тому было: Лаис.
30. И поставили у себя сыны Дановы истукан; Ионафан же, сын Гирсона, сына Манассии, сам и сыновья его были священниками в колене Дановом до дня переселения жителей той земли;
31. и имели у себя истукан, сделанный Михою, во все то время, когда дом Божий находился в Силоме (Суд.18).
Социальная цель всех религий - установления мира в обществе, необходимого для повышения всеобщего благосостояния.
Моисеевы заповеди не исключение.
Написаны они от имени Бога-рабовладельца.
Первые четыре о самом главном: о персоне господина. Потом переходная о почтении родителей. И далее социальные заповеди: не убий, не кради, не прелюбодействуй и т.п.
Смысл социальных заповедей в том, чтобы не провоцировать конфликты между людьми, поскольку конфликты ведут к разрушениям и крови, и, следовательно, понижают как экономическое благосостояние, так и потенциальную силу отпора внешнему вторжению. В теории, Богу такая сила не нужна, но на практике, тем, кто заповеди писал, эта сила никак не помешала бы.
Понятно, что заповеди даны не Богом, а выдуманы неким представителем элиты, в меру своих интеллектуальных способностей представившего себя на месте Бога, и написавшего от его имени заповеди.
В заповедях отразились комплексы этого человека. Видно, что он жаждал абсолютной власти и почитания, хотел сиять и быть в центре всего.
Так высоко подлетел в своих мечтах, что запретил свое имя произносить просто так.
Конечно, духовно развитое и могущественное существо не заботится об этом хламе. Это удел рабов - мечтать о власти и почитании. Развитые и могущественные существа не обременены этими страстями. Слава и власть сами притягиваются к ним. Им нет никакой нужны этого требовать. Да и нужны ли им эта власть и слава?
Но посмотрим на это под другим углом. Может быть почитание Бога подразумевает и следование остальным заповедям, следовательно, также ведет к миру? Скажем, если человек почитает какое-нибудь языческое божество, у которого нет заповедей с запретами красть и убивать, он будет красть и убивать. И общество погрузится в постоянные ссоры. И не будет благосостояния. А почитание единого Яхве будет склонять его к выполнению и остальных заповедей.
Здесь есть определенный резон. Более того, это действительно в теории должно работать. Получается, что почитание одного Бога ведет и выполнению и социальных заповедей, следовательно, все к тому же миру.
Однако, подобный взгляд не подразумевается авторами Библии. Ни разу нигде имя Бога не рассматривается как основа выполнения остальных заповедей. Ни разу Израиль не проклинается за то, что поступает несправедливо по отношению к ближним. Очевидно, что отношения с соплеменниками - вопросы второстепенные, и к ним обращаются очень редко. Но постоянно вбивается в голову: почитайте одного Бога, не делайте себе кумиров, иначе он разозлится, и вам будет плохо.
Но давайте предположим, что эта связь действительно есть, т.е. почитание Бога требуется для воспитания конструктивного отношения к ближним, однако, строки, свидетельствующие об этой связи, вымараны в Библии.
Итак, живут люди в Лаисе. Тихие, мирные, никто никого не обижает. И не только они сами такие, но и вообще такой образ жизни свойственен обычаям сидонян. Что это как не благочестивость? И это сугубое благочестие в виду того, что в те некультурные древние времена людям была свойственна тупая агрессия, непомерное хищничество, тотальные убийства своих противников и т.д. Т.е. тихость и мирность - редчайшие качества для тех времен. Люди - святые, если воспринимать текст буквально. Думаю, что и многие из тех, кого в своей фантазии авторы Библии представили подверженными геноциду, были не намного хуже.
И как представлен избранный благочестивый народ самим его идеологом?
Избранному народу приглянулась чужая земля. Жертвы показались тихими и беспечными, почему не грабануть, а заодно и поубивать всех. Избранный народ призывает действовать от имени Бога: "Бог предает ее руки ваши". И никто не возмущается этим: ни Бог, ни повествователь.
Если в наше время бандиты редко убивают жертв, обычно просто грабят, то здесь и грабеж, и убийство. И все от имени Бога. И Бог не только не возмущается, но позволяет им это сделать, и никто не наказан. А через пару глав колено Даново просто перечисляется в ряду других колен. Все в порядке вещей.
В отношении Михи, они поступают более благочестиво. Пришли, обокрали его. И на его возмущение ответили: "Молчи, чтобы мы не слышали голоса твоего", иначе убьем тебя и все семейство твое. Но не убивают.
Т.е. получается Библия изображает Бога как помогающего злодеям убивать мирных людей и даже позволяющего грабить обрезанных.
Здесь мы видим также неотредактированное былое многобожие. Идолы в порядке вещей. И ни у кого это не вызывает вопросов вообще. Ни у Михи, ни у левита, ни у колена Данова.