Оригинал взят у
kolybanov в
Русская художница Башкирцева Мария Константиновна(1860-1884).Автор -
Ела2012. Это цитата
этого сообщения Русская художница Башкирцева Мария Константиновна(1860-1884).
Ей даровал Бог слишком много!
И слишком мало - отпустил.
О, звездная ее дорога!
Лишь на холсты хватило сил...
Я с этой девушкой знакома
Увы, конечно, не была!
Но, как она - сидела дома
И золотой узор ткала.
В привычной клетке одиночеств,
Где и живет одна - душа,
Как много в дневниках пророчеств,
Когда Любви тебя лишат!
Ей даровал Господь так много!
А Жизнь - крупинками считал.
О, звездная ее дорога!
И Смерть - признанья пьедестал!
М.Цветаева (из сборника "Вечерний альбом")
Феномен её очарования ещё долго будет вызывать споры и, по-видимому, так никогда до конца и не будет познан. Действительно, девушка, почти ничего не успевшая в жизни сделать, взволновала души поэтов и художников. Её обаяние незримо присутствовало в русском «серебряном веке», во французском экзистенциализме, воздействует оно и на современный авангардизм. Это таинственное притяжение искусства, возможно, связано с драмой невыраженности её души при необычайном таланте. Мария Башкирцева оставила потомкам всего лишь юношеский дневник, да несколько картин, да гениальную тоску по несбыточному.
Автопортрет с палитрой. 1882.
73 х 92 см. масло, холст.
Ницца, Музей Жюля Шере
М. К. Башкирцева родилась в знатной и богатой семье. Девочка была очень болезненна, и в десятилетнем возрасте мать увезла ее в Ниццу. С тех пор она лишь три раза ненадолго приезжала в Россию, живя постоянно за границей и много путешествуя по Европе.
В 1877 г. она стала посещать академию Р. Жюлиана в Париже. В 1879 г. получила золотую медаль на конкурсе ученических работ и с этого времени регулярно выставляла свои картины, неизменно встречавшие теплые отзывы французских газет и журналов.
Ее работ сохранилось немного, почти все они погибли в годы Первой мировой войны. Демократические настроения эпохи нашли отражение в ее картинах "Жан и Жак" (1883), "Совещание" (1884), которая была приобретена Люксембургским национальным музеем.
Жан и Жак. 1883.
115 х 155 см. масло, холст.
Частная коллекция
Совещание. 1884.
193 х 177 см. масло, холст.
Париж, Музей Орсе
Совещание Деталь
Среди наиболее известных полотен - "Дождевой зонтик", "Три улыбки", "Осень" (все 1883), ныне в Государственном Русском Музее.
В их мастерской живописи ощутимо влияние учителя Башкирцевой - французского художника Ж. Бастьен-Ленажа, но выбор сюжетов и мотивов изображения демонстрирует индивидуальность художницы.
Зонтик. 1883.
93 х 74 см. масло, холст.
Санкт-Петербург, Русский музей
Осень. 1884.
117 х 97 см. масло, холст.
Санкт-Петербург, Русский музей
Три улыбки
1. Улыбка ребенка,1883.
55 х 46 см. масло, холст.
Санкт-Петербург, Русский музей
Три улыбки 2. Улыбка девочки,1883.
55 х 46 см. масло, холст.
Санкт-Петербург, Русский музей
Три улыбки 3. Улыбка девушки,1883.
55 х 46 см. масло, холст.
Санкт-Петербург, Русский музей
В то время как ее работы высоко оценивали Э. Золя и А. Франс, на родине творчество Башкирцевой получило очень противоречивые оценки. Башкирцева относится к художникам, судьба которых привлекает едва ли не больше, чем их творчество. Её с юных лет отличало стремление к славе и успеху. Она была очень красива, знала шесть европейских языков, играла на рояле, гитаре, арфе и мандолине, обладала превосходным сопрано.
С тринадцати лет и до самой смерти Башкирцева вела дневник, куда с поразительной откровенностью заносила все события своей жизни, свои мысли и чувства. "Я говорю все, все, все", - писала она, предназначая свой дневник для печати. "Дневник Марии Башкирцевой" впервые был опубликован во Франции в 1887 г., а в 1893 г., выдержав уже несколько изданий на французском языке, вышел в свет и в России. Он запечатлел образ женщины-художницы, стремившейся к счастью, свободе и творчеству, имевшей для этого, казалось бы, все возможности, но так и не успевшей реализовать себя.
ДНЕВНИК МАРИИ БАШКИРЦЕВОЙ.
Он был написан талантливо и предельно откровенно, подобных ему произведений почти нет в истории литературы. Может быть, поэтому «Дневник» вызвал как восторженные отклики, так и яростную критику.
"Жизнь коротка, нужно смеяться, сколько можешь. Слез не избежать, они сами приходят. Есть горести, которых нельзя отвратить: это смерть и разлука, хотя даже последняя не лишена приятности, пока есть надежда на свидание. Но портить себе жизнь мелочами - никогда!"
http://brb.silverage.ru/zhslovo/sv/mb/index.php?r=dn Творчество, переживания, сомнения, поездки по Европе, борьба с болезнью. И - шокирующая искренность.
Paul_Bashkirtseff_(Портрет брата Павла)
Musee_Beaux_Arts_
Nice_1876
Автопортрет в шляпе с пером,1878
Girl_Reading_by_a_Waterfall.
Молодая женщина с сиренью 1880
В студии. Мастерская Жюлиана,1881
188 х 154 см.
масло, холст.
Днепропетровск, Художественный музей
Женский портрет.
35 х 27 см. масло, холст.
Москва, Третьяковская галерея
Женский портрет. 1881
92 х 73 см. масло, холст.
Амстердам, Рейксмузеум
Женский портрет. 1881.
116 х 89 см. масло, холст.
Санкт-Петербург, Русский музей
Жены-мироносицы (святые жены)
Жоржет. 1881.
55 х 46 см. масло, холст.
Франция, Музей Замка Генриха IV. Верхняя Гаронна
За книгой. ок.1882.
63 х 60.5 см. масло, холст.
Харьков, Художественный музей
Восточная девушка. 1882.
масло, холст.
Ницца, Музей Жюля Шере
Парижанка из Гавронцев
Портрет Ирмы. 1882.
46 х 55.3 см. масло, холст.
Париж, Петит Палас.
Портрет молодой девушки за чтением,около 1882г
130 х 98 см. масло, холст.
Частная клоллекция
Портрет пожилой женщины.
масло, холст.
Красноярский художественный музей им. В.И.Сурикова
Образ Башкирцевой последних месяцев вспоминает подробно в предисловии к каталогу её картин известный в своё время критик Франсуа Коппе. Это была девушка небольшого роста, худая, очень красивая, с тяжёлым узлом золотых волос, «источающая обаяние, но производившая впечатление воли, прячущейся за нежностью… Все обличало в этой очаровательной девушке высший ум. Под женской прелестью чувствовалась железная, чисто мужская сила, и невольно приходил на память подарок Улисса юному Ахиллу: меч, скрытый между женскими уборами».
В мастерской гостя удивили многочисленные тома книг: «Они были здесь все на своих родных языках: французы, немцы, русские, англичане, итальянцы, древние римляне и греки. И это вовсе не были книги „библиотечные“, выставленные напоказ, но настоящие, потрёпанные книги, читанные-перечитанные, изученные. Платон лежал на столе, раскрытый на нужной странице».
Во время беседы Коппе испытал какую-то необъяснимую внутреннюю тревогу, какой-то страх, даже предчувствие. При виде этой бледной, страстной девушки ему «представлялся необыкновенный тепличный цветок - прекрасный и ароматный до головокружения, и тайный голос шептал в глубине души слишком многое сразу».
Весна, апрель. 1884.
199.5 х 215.5 см. масло, холст.
Санкт-Петербург, Русский музей
Как бы прощаясь с жизнью, Мария начала писать большое панно «Весна»: молодая женщина, прислонившись к дереву, сидит на траве, закрыв глаза и улыбаясь, словно в сладчайшей грёзе. А вокруг мягкие и светлые блики, нежная зелень, розово-белые цветы яблонь и персиковых деревьев, свежие ростки, которые пробиваются повсюду. «И нужно, чтобы слышалось журчание ручья, бегущего у её ног, - как в Гренаде среди фиалок. Понимаете ли вы меня?»
Скончалась эта одаренная художница от туберкулеза, не дожив до двадцати четырех лет. Первая выставка работ Башкирцевой состоялась в Париже в 1885 г., и с тех пор интерес к ее творчеству и личности не угасает.
Вечерний дым над городом возник,
Куда-то вдаль покорно шли вагоны,
Вдруг промелькнул, прозрачней анемоны,
В одном из окон полудетский лик.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
С той девушкой у темного окна
- Виденьем рая в сутолке вокзальной
Не раз встречалась я в долинах сна.
Но почему она была печальной?
Чего искал прозрачный силуэт?
Быть может ей - и в небе счастья нет?
М.Цветаева
Мопассан, посетив ее могилу, изрек:
«Это была единственная Роза в моей жизни, чей путь я усыпал бы розами, зная, что он будет так ярок и так короток!»
После кончины Марии мать перевезла в Россию, в имение на Полтавщине, основную часть живописных работ дочери. В роковом 1917-м коллекция сгорела вместе с подожженной усадьбой... Остальные картины, уцелевшие во флигеле, погибли во время бомбежки в 1941 году…
Некогда Люксембургскую галерею в Париже украшала аллегорическая скульптура «Бессмертие»: молодой гений умирает у ног ангела смерти, в руке которого развернут свиток с перечнем замечательных художников, преждевременно сошедших в могилу. На этом свитке есть русское имя - Мария Башкирцева.
Click to view
http://brb.silverage.ru/zhslovo/sv/mb/index.phphttp://www.redov.ru/nauchnaja_literatura_prochee/100_velikih_zhenshin/p46.phphttp://www.artsait.ru/art/b/bashkirceva/main.htmhttp://www.liveinternet.ru/users/marylai/post230813547/ Серия сообщений "
Русские художники":
Часть 1 -
РУССКИЕ ХУДОЖНИКИ Брюллов Карл Павлович (1799-1852)Часть 2 -
РУССКИЕ ХУДОЖНИКИ Серебрякова Зинаида Евгеньевна (1884-1967)...
Часть 24 -
РУССКИЕ ХУДОЖНИКИ Дубовской Николай Никанорович (1859-1918)Часть 25 -
Бродский Исаак Израилевич (1883-1939)Часть 26 - Русская художница Башкирцева Мария Константиновна(1860-1884).
Часть 27 -
РУССКИЕ ХУДОЖНИКИ Маковская Александра Егоровна (1837-1915)Часть 28 -
РУССКИЕ ХУДОЖНИКИ Куинджи Архип Иванович (1842-1910)...
Часть 42 -
РУССКИЕ ХУДОЖНИКИ Тыранов Алексей Васильевич (1808-1859)Часть 43 -
РУССКИЕ ХУДОЖНИКИ Журавлев Фирс Сергеевич (1836-1901)Часть 44 -
РУССКИЕ ХУДОЖНИКИ Грабарь Игорь Эммануилович (1871-1960) Оригинал записи и комментарии на
LiveInternet.ru