По отцовской линии у меня родственники происходят из самобытного края,называемого Гуслицами.Это Юго-Восток подмосковья.
Один из них(родственников) например служил у Саввы Морозова.Ещё был известный священник-старообрядец.Места там вообще располагающие так сказать к альтернативному мировосприятию.
Дело в том,что во время раскола церкви часть старообрядцев бежала не в Сибирь,а на Юго-восток подмосковья,вследствии чего со временем там образовался крайне самобытный край,именуемый «Гуслицами».
Близость к центру сформировала особый тип старообрядца-гусляка, образованного, преуспевающего в мирской жизни, при необходимости умело мимикрируюшего, но тем не менее хранящего многие черты древнего богослужебного и жизненного уклада. Соответственно и целый субрегион на востоке Подмосковья приобрёл ярко выраженные черты местного хозяйственного, этнографического и конфессионального своеобразия. Особенно заметного и ещё и потому, что на здешних территориях со времён смутного времени не велось военных действий, и за исключением коллективизации не было массового перемещения населения.
Впервые название «Гуслица» («Гуслицы» появились значительно позже) встречается в духовных грамотах Ивана Калиты в первой половине XIV столетия. Гуслицей называлась волость с центром в одноименном селе, которое ныне называется Ильинский погост. Село в свою очередь находится на берегах речки Гуслицы и скорее всего получило имя от нее. Гуслица - единственная в России речка с музыкальным названием(внимание!)Местные краеведы могут рассказать немало легенд о том, как в речку бросали гусли, вымачивали в ней древесину для изготовления этого музыкального инструмента и т.п.
Знатоки Подмосковья, считают, что указанное название могло произойти от древнеславянского «гусл» в значении «колдун».(внимание 2!) Сам инструмент гусли в глубокой древности был ритуальным, и им пользовались исключительно волхвы и колдуны. Эту версию можно было бы отнести к разряду легендарных, если бы не наличие в Гуслицах до настоящего времени большого количества лиц практикующих всевозможные заговоры и т.п. В крае есть даже целые деревни, к примеру, Слободищи и Ляхово, все выходцы из которых считались колдунами. Так что не исключено, что Гуслица - «колдовская река». Интересно упомянуть, что деревня Холмы около Егорьевска, где, собственно, и берёт начало река Гуслица, до сих пор упорно считается окружающим местным населенной «одними колдунами».
Прежде Гуслицы имели существенное отличие от любой другой местности, даже старообрядческой, тем, что их население, включая женщин, было почти поголовно грамотным.(внимание 3!) «Нигде, надо полагать, не распространена так грамотность, как в Гуслицах… грамотность среди здешнего старообрядческого населения является как будто родовым, неотъемлемым наследством» (А.С. Пругавин. Старообрядчество во второй половине XIX в. М., 1904, с.113). В каждом гуслицком селении существовали самородные школы, преподавателями в которых состояли местные грамотеи, книжники, а также старообрядческие монахини-келейницы.
Однако помимо достижений в области культуры гусляки достигли немалых высот и на другом поприще, отчего слово «Гусляк» для жителей сопредельных территорий, крупных городов и даже относительно отдаленных местностей стало обозначать человека без совести и чести.(да ну нафиГ?) Дело в том, что Гуслицы расположены в глухом, болотистом месте на прежнем стыке границ трех губерний: Московской, Рязанской и Владимирской. Это было очень удобно для разбойников, которым постоянно надо было уходить от преследования полицией. А так как политика властей царской России определила старообрядцев наряду с разбойниками, то понятно что и те и другие не могли не найти общий язык в глухих гуслицких лесах. Из заходской деревни Барская происходит известный разбойник Василий Чуркин, наводивший ужас на весь восток Московской губернии во второй половине XIX века. Последняя шайка разбойников орудовала здесь уже в 1920-х годах.
Но славились Гуслицы не только разбоем. Самый известный местный криминальный промысел - изготовление фальшивых денег. По версии, приводимой многими авторами, к примеру, Мельниковым-Печерским, к гуслицким старообрядцам попали в 1812 году станки для печатания фальшивых русских ассигнаций, которые привез в Россию Наполеон. А Гуслицы и расположенная неподалеку от них местность Вохна (ныне город Павловский Посад и его окрестности) издавна славились своими фальшивомонетчиками.Изготовление фальшивых денег бытовало в Гуслицах вплоть до 1917 года. В Москве в XIX столетии все фальшивки именовались «гуслицкими». За фальшивомонетчиками безуспешно, годами охотились целые воинские команды, о чем свидетельствуют архивные дела.
Помимо изготовления фальшивых денег гусляки занимались профессиональным нищенством, которое продержалось в некоторых деревнях вплоть до 1950-х гг. В прошлом, как свидетельствует известный московский журналист В.А. Гиляровский, для удобства обмана доверчивых людей сборщики брали с собой т.н. «викторки» - фальшивые свидетельства на погорелое.Помимо этого гуслицкие мошенники использовали и другие фальшивые документы - «малашки».
«Малашка» - фальшивый паспорт, которых брали обычно по пять-шесть и направлялись в крупный город, где устраивались на работу к богатому купцу. Поскольку гусляки были людьми грамотными и предприимчивыми, купцы сразу же их отмечали и давали им важные поручения. Гусляки в точности выполняли их до тех пор, пока купец не доверял им большую сумму денег. С ней гусляк и исчезал, оставив обманутого хозяина с «малашкой», данной в залог. Сам же мошенник спокойно шел наниматься к другому купцу, где ситуация повторялась. Когда взятые паспорта заканчивались, гусляк возвращался с добытыми деньгами домой, где отдыхал а затем, прихватив новых «малашек» снова шел на промысел (Там же).
Гуслицкие деревни, несмотря на расположение в невыгодных условиях (неплодородная заболоченная местность, отсутствие крупных торговых путей и водоёмов), всегда отличались своим богатством и размахом. До сих пор удивляют селения протянувшиеся вдоль дороги на полтора и более километров.Гуслицкий край всегда считался зажиточным, что доказывается и внешним опрятным видом крестьянских построек, и вообще сносным мужицким хозяйством. Отсутствие плодородных почв не мешало гуслякам богатеть. Из Гуслиц и соседних старообрядческих территорий вышли многие известные купеческие фамилии: Морозовы, Рахмановы, Солдатенковы, фарфоровые короли России Кузнецовы и др.
Это,короче,предыстория.А теперь история.Приехал я вчера с дачи,с этих самых Гуслиц,спать лёг и вижу сон.Я вот и моя группа оказываемся веке в 17 на Руси,и уговаривают нас бояре концерт на Красной площади отыграть.Мы,конечно,в отказ,мол деньги неликвидные ваши да и гитары включать некуда-усилков-то нет,репертуар,мол,люду простому непонятен будет.Ни в какую-или играйте,говорят,или на кол.А с гитарами просто всё-гусли,говорят,вам выдадим,Царь-колокол перевернём,положим,вы внутри усядетесь и вся площадь вас услышит.
Делать нечего-пришлось писать песню быстро(гусиным пером кстати-то ещё удовольствие)
На этом сон мой оборвался,а текст песни остался(как я его запомнил-не спрашивайте-стресс,наверно)
Вот и он кстати:
В горькой туге
В шапке бедняцкой
Дряхл и сир-хоть в БуЕво свези
Оле живе, в гунке кабацкой
Гряст сиромАх
В заповедный ирИй
Толь на полудне,
А толь на полУнощь,
От плищи мирской,
И причудилось явь
Будто старик есмь совсем не старик
А поелику- та самая навь
Эка колгОта.Напрасная встреча.
Таких хитрецов не резон упускать
Не сблядослОвит
Да не прелЕчит
Надо о прочем его поспрошать
Азьм целовАти старца усмЯглого
Молвил-"Свиданье сие неспроста"
-Ответствуйте,а?Я алкАю знать малого-
В чём таки смысл моего живота?
Всё разумею и хОти и Яди
Кроме зря,есть ли чего окромЯ?
Старик помолчал и ответствовал
-Отрок,держи медиатор перстами двумя.
Вот проснулся я и думаю-сон-то с четверга на пятницу.Опасаюсь...
ЗЫ Лёгкий экскурс в старославянский язык:
Туга - печаль, тоска
Дряхл-печален
Сир-одинок
Буево,буев-кладбище
Оле-но
Живе-живёт
Гунка кабацкая-простейшая рубаха,выдаваемая на Руси в кабаках взамен пропитой одежды
Гряст-шёл
Сиромах-бедняк,нищий
Ирий-рай
Полудень-юг
Полунощь-Север
Плищь-шум,суета.
Мирской-человеческой
Есмь-есть
Поелику-на самом деле
Навь-смерть
Колгота-неприятность
Напрасная-случайная
Хитрец-творец,творческое начало
Сблядословит-солжёт
Прелечит-обманет
Прочее-будущее
Азьм-я
Целовати-приветствовать,здороваться
Усмяглый-усталый
Алкаю-желаю
Живот-жизнь
Хоть-любовь,любимая,любимый
Ядь-еда,пища.
Кроме зря-несмотря на это
Окромя-помимо
Отрок-юноша
Держи медиатор перстами двумя-старообрядцы не перешли на трёхперстное крестное знамение,а продолжают крестится двумя пальцами
ЗЫ 2.Естественно,я этих слов ранее не знал,и что значит сон-не догадываюсь...