Mar 17, 2012 01:51
Сегодня пришел Федя и мы несколько часов запоем проговорили обо всем на свете. Похоже мне этого не хватает, и я чувствую себя одиноко, но не могу себе в этом признаться. Всегда нейтрально, а на поверку мужественно держусь, когда он уходит жить к бабушке. И хоть я знаю, что это не из за меня все равно переживаю. Поговорить-то не с кем.
Сегодня он сказал, что не может находиться нигде: ни у нас, ни у бабушки, везде ему "не так" и все ему досаждают. Здесь папа с оценками, там бабушка пристает к нему с Буниным и называет тупым козлом. Не Бунина, разумеется.
- Интересно как это получается? А ведь бабушка меня полностью убедила в том, что я тупой козел. Примерно так я себя и чувствую. Меееее!
Кривляется.
- Ведь когда я был маленьким, она меня называла самым умным и я ей верил, и делал все как она скажет. А теперь я вырос, вроде стал еще умнее, зато теперь бабушка считает меня тупым козлом. Она много говорила мне об этом.
- Наверное ты перестал все делать как она скажет?
- Да, все дело в этом. А еще мне не нравится Бунин.
Бабушка филолог, специалист по русскому языку, а Федя нанес ей серьезный удар своим заявлением про Бунина. В результате, пострадал даже дедушка, который в тот момент никого не трогал и тоже неосторожно сказал, что не имеет отношения к Бунину и понятия не имеет где стоит его пятитомник.
Тому кто кто не знает мою свекровь, могу сказать, что надо быть очень отважным человеком, чтобы начать с ней спорить. Никто из нас уже так не рискует. Но Федя не никто, это он и доказывает свою самость, это единственное что имеет сейчас значение.
Мне нравится его подростковая дерзость и уже такие независимые от нас суждения. Может быть, где-то угловатые и однозначные, но отнюдь не лишенные внутренней правды, кричащие о сепарации, об отделении от нас, родителей, бабушек и всех взрослых и вообще всего мира в целом, который ему что-то навязывает чужое. Ему кажется что все вокруг не такие, какими должны быть, он отчетливо видит недостатки всех и вся. Ему кажется, что мы все делаем не так, а уж он то точно знает как надо делать, как быть лУчшим родителем, как быть лУчшим учителем, как быть лУчшим директором школы, писателем, президентом.... Я немного преувеличиваю, но его и правда заносит в подростковое всезнайство. Он типо самый умный, а все остальные идиоты. Я соглашаюсь про него, что он умный, про идиотов не поддерживаю. Заменяю слово идиоты на слово "другие". Слово идиотизм на слово "своя правда". Пока эти замены не дают особых результатов.
И я сама в глубине души испытываю некоторое раздражение от его однобокого взгляда на окружающий мир, ведь это мир включает и меня тоже! Меня он тоже критикует за то как я веду хозяйство и воспитываю Степу и пару раз он уже столкнулся с моей бурной реакцией, я как баба Яга летала на реактивной метле по квартире и вопила. К полному удовольствию Петра Александровича. Всегда приятно когда достается кому-то другому.
Все равно я радуюсь тому, что Федор растет и проходит через все это.
Он сегодня вспоминал удивительные вещи. Мы в детстве дарили ему очень много подарков, буквально каждый день каждый из нас ему приносил самые разные вещи, были и дорогие подарки, машинки, конструкторы, мультики. А он с воодушевлением сейчас вспоминает о том, как я подарила ему красное пластмассовое ведерко с формочками. Красное ведро почему-то потрясло детское воображение.
Он вспоминает какие-то невероятные вещи, о том как папа и бабушка в детстве вытирали ему попу комком колючей туалетной бумаги. И о том что он будет лучшим отцом и никогда не будет так поступать со своим ребенком. Он сейчас в том блаженном возрасте, когда свято веришь в то, чтобы быть лУчшим родителем достаточно просто чего-то не делать или просто не быть похожим на своих родителей.
Я тоже так полагала в подростковом возрасте, что если я не буду такой как моя мама, я буду лучше нее. На самом деле, став мамой, я полностью простила ее, узнав о том, как это нелегко, быть матерью. И только приняв в себе свою маму, я чувствую себя по настоящему собой.
...
Маленький ребенок, ты хоть и выглядишь большим, но еще не знаешь как это нелегко быть родителем, учителем, писателем или даже просто собой.
Быть Собой не имеет ничего общего со сводом правил, получением образования, это область где, к сожалению, совсем не на что опереться, кроме зыбкого чувства. Это самая большая в мире свобода "быть собой" и так трудно бывает ее обрести. Я вижу тебя на этом пути и поэтому радуюсь, потому что это путь длинною в жизнь, а я сама пошла по нему не сразу. Пятнадцать лет самое время начинать это делать.