Моему дедушке очень повезло. Он не погиб на фронте, во время атаки или тем более отступления, не попал в плен. Он скончался в тылу, в госпитале, от ран. Всё было правильно оформлено, документы не потерялись. Поэтому до конца своих дней, до 1998 года, бабушка получала пенсию за убитого мужа, хоть и небольшую, но регулярно.
В голодном 1947 году, когда бабушка с моей трёхлетней мамой перебрались из деревни в город, первую зарплату у неё украли. Бабушка не любила рассказывать про те времена, но об этом я как-то краем уха слышал. Сейчас даже не у кого спросить, помогла ли им тогда эта пенсия? Но как-то они тогда выкарабкались. У меня теперь есть только возможность фантазировать - наверно, пенсия эта им тогда помогла.
Брат бабушки пропал без вести, за него никто ничего не получал, впрочем, у него никого и не было, молодой ещё.
Воронцов Егор Федорович -
http://www.obd-memorial.ru/Memorial/Memorial.html - номера записей 56300843, 62003826, 261608468, 401202013 - это он.
Из Москвы я еду на запад по Минскому шоссе(М1), по Минке. В километрах 40 до Смоленска справа у дороги стоит памятник. Скорбь, надежда, усталость женщины с маленьким мальчиком. Памятник в не лучшем состоянии, обветшал, в стыках между плит пробивается трава. Эррозия разъедает камень. Внизу выбит список. Это не список погибших и не список бойцов ушедших на фронт защищать свою землю, это только список деревень откуда они ушли защищать эту женщину и этого ребёнка. Пофамильно их никто уже и не вспомнит, да и камней и места на них столько нет чтобы всех написать.
Из нашей деревни Нижние Доманичи, мне мама говорила, ушло на фронт 128 человек. Вернулись трое. Двое калек, один целый. Этот целый потом уехал куда-то на север, на заработки. Моя жизнь тесно связана с IT, для меня 128 - очень круглое число, это 2 в 7 степени. Почему оно мне врезалось в память ? Может я что-то перепутал ? ... А может мама ?
Я третий день в пути. В 7 км от нашей деревни у автобусной остановки я спрашиваю пожилую чету - не знают ли они дороги на Нижние Доманичи ? Они отвечают, что не знают. Они не местные, они дачники. Совсем недавно, года три назад, им выделили неподалёку участки, вот сейчас они возвращаются домой в город. А я местный. Я только не был здесь 31 год, но я самый что ни на есть местный. В лето перед школой мама привезла нас к старшей сестре бабушки в деревню. Из Смоленска мы ехали на теплоходе по Днепру. Мы с младшим братом спали на печке, и помню когда утром прросыпались, кирпичи были теплые, топили печь и готовили завтрак. Из печи ухватом доставали пузатый черный чугунок с едой.
У бабушки было два брата и три сестры. Второй брат на фронт не попал по возрасту. Старшая сестра никогда не была замужем. До войны нужно было малых поднимать, а после войны... Помню как она и радовалась и плакала и обнимала и ласкала нас с братом.
В Нижних Доманичах тогда было ещё домов 20-30. Доживали свой век одинокие старухи, я смутно помню те времена, но стариков в деревне я не помню.
Я заезжаю в Верхние Доманичи. Распрашиваю жителей. Все они дачники. Местные либо повымерли, либо молодые забрали их к себе в город на постоянное жительство. Много и таких, кто просто получил здесь землю под приусадебное хозяйство и никакими родственными корнями с этими местами не связан. Хозяйства относительно крепкие, совсем обветшалых и брошенных домов я не видел.
Верхние Доманичи стоят в некотором отдалении от реки на вершине, а Нижние Доманичи должны быть в полутора километрах выше по течению на берегу.
Но деревни Нижние Доманичи больше нет. Мне рассказывают, что лет десять назад в неё пытались вдохнуть новую жизнь. Приехали дачники, разбили какие-то участки. Но на второй или третий год «всё сгорело». Люди от туда ушли.
Сейчас на том месте нет ничего говорящего от том, что когда-то здесь жили, возделывали землю. Ни брёвнышка, ни колышка, ни кирпичика. Только высокая некошенная трава. Есть кладбище. Более сотни могил. Странно, но они в хорошем состоянии, можно сказать ухоженные. Есть совсем свежие, люди похоронены 2-3 года назад. На плитах есть и знакомые мне фамилии.
Раньше на поле между деревнями сеяли пшеницу. Помню мама мне, ребёнку, объясняла, что здесь всегда по полю идёт тропинка от одной деревни до другой. Тропика и сейчас есть, по ней можно спуститься к Днепру...
Верхние Доманичи -
деревня в
Смоленском районеСмоленской областиРоссии. Входит в состав Пригорского сельского поселения. По состоянию на
2007 год постоянного населения не имеет.
Расположена в западной части области в 13 км к юго-востоку от
Смоленска, в 11 км восточнее автодороги
А141Орёл -
Витебск, на берегу реки
Днепр. В 5 км западнее деревни расположена железнодорожная станция
Тычинино на линии
Смоленск -
Рославль.
В годы
Великой Отечественной войны деревня была оккупирована гитлеровскими войсками в июле
1941 года, освобождена в сентябре
1943 года.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B5%D1%80%D1%85%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%94%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%87%D0%B8
РЕШЕНИЕ Смоленской областной Думы от 27.06.2001 № 191
"ОБ УПРАЗДНЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ЕДИНИЦ В СМОЛЕНСКОМ РАЙОНЕ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ"
Официальная публикация в СМИ:
"Вестник Смоленской областной Думы и Администрации Смоленской области", 25.09.2001, № 6, стр. 73
СМОЛЕНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА
РЕШЕНИЕ
от 27 июня 2001 г. № 191
ОБ УПРАЗДНЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ
ЕДИНИЦ В СМОЛЕНСКОМ РАЙОНЕ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Рассмотрев ходатайство Смоленской районной Думы об упразднении административно-территориальных единиц в Смоленском районе Смоленской области, заключение Главы администрации области по вопросу упразднения сельских населенных пунктов, решение постоянной комиссии по вопросам местного самоуправления, законности и правопорядка, Смоленская областная Дума решила:
Упразднить на территории Смоленского района Смоленской области следующие административно-территориальные единицы:
деревня Саленки Волоковского сельского округа;
деревни Данилково, Гридино, Корбаны, Рыбица, Хохлово, Яшино Вязгинского сельского округа;
деревня Борисенки Денисовского сельского округа;
деревня Дудино Катынского сельского округа;
деревня Маркатушино Козинского сельского округа;
деревни Возновка, Жлова Гора, Залавня Корохоткинского сельского округа;
деревня Морозовка Кощинского сельского округа;
деревня Мамыки Лоинского сельского округа;
деревня Нижние Доманичи Пригорского сельского округа;
деревня Сельцо Спас-Липецкого сельского округа.
Председатель
областной Думы
В.И.АНИСИМОВ
http://www.smolaws.ru/index.php?ds=1050070