Колесные шасси для перспективных систем ПВО-ПРО

Mar 11, 2012 00:11


Оригинал взят у autocatalogueв Единственный отечественный производитель военных СКШТ, часть 2

Экспортный потенциал отечественных шасси и тягачей

К сожалению, за годы, прошедшие с момента развала СССР, ряд связей с предприятиями военно-промышленного комплекса Брянский автозавод потерял, а процесс восстановления контактов оказался более длительным и трудным, чем это представлялось изначально. МЗКТ за счет более грамотной промышленной политики, проводимой руководством Республики Беларусь, смог не только сохранить свой кадровый и производственный потенциал, но и сумел получить в конце 1990-х годов выгоднейшие заказы от предприятий российского ВПК. Еще десять лет назад некоторые готовы были вычеркнуть БАЗ из состава действующих предприятий; были нарекания на низкое качество брянских СКШТ, поэтому российские производители ВВТ отдавали предпочтение технике из Минска. Например, для модернизированного зенитно-ракетного комплекса (ЗРК) "Печора-2М" и для ЗРК "Тор-М2Э", которые предназначены для поставок исключительно на экспорт, на МЗКТ были разработаны полностью новые СКШ.

Двух- и трехосные шасси для ЗРК "Печора-2М" разрабатывались в конце 1990-х годов. Заказчик (по некоторым данным, это был Египет) попросил применить для всех машин комплекса транспортную базу одного производителя. В то время Брянский автозавод вряд ли мог произвести шасси в необходимых количествах в сжатые сроки. Так как головным разработчиком ЗРК является российско-белорусское ОАО "Оборонительные системы", использование шасси МЗКТ тогда было оправдано. Сегодня ЗРК "Печора-2М", который является глубокой модернизацией советского ЗРК С-125, востребован многими государствами (в российских ПВО ЗРК С-125, разработанный еще в 1960-е годы, уже заменен более современными ЗРС), и производится его постоянная модернизация. Есть вероятность, что СКШТ семейства "Вощина-1" могут быть включены в состав комплекса, тем более что его разработчики рассматривают возможности применения более дешевых шасси, нежели МЗКТ.

Но это вооружение не предназначено для России. Однако существует еще очень много комплексов вооружений, используемых в Вооруженных Силах РФ, в составе которых применяются шасси МЗКТ. Например, реактивные системы залпового огня (РСЗО) "Смерч", ОТРК "Искандер", береговые ракетные комплексы "Бал", ЗРС "Фаворит" и др.

Следует особо упомянуть об ОТРК "Искандер". Это название в последнее время очень часто мелькает в новостях в связи с нашим возможным ответом на действия США по размещеню системы ПРО в странах Евросоюза (то говорят, что мы в ответ на американские перехватчики в Польше разместим "Искандеры" в Калининградской области, то руководство Приднестровья предлагает разместить "Искандеры" у них в ответ на заявления румынского руководства). Однако, не вспоминают о шасси, на которых смонтирована пусковая установка ОТРК "Искандер". К сожалению, это белорусские МЗКТ-7930. Но еще в конце 1980-х годов в Брянске изготовили опытные образцы СКШ БАЗ-69502 для пусковой установки и транспортно-заряжающей машины (ТЗМ) ракетного комплекса "Искандер", причем как минимум одна опытная пусковая установка была изготовлена "в металле" на брянском шасси. Несмотря на наличие российского шасси, все опытно-конструкторские работы (ОКР) по этому комплексу уже после развала СССР проводились с использованием импортных, то есть белорусских СКШ. Теперь мы пожинаем плоды - российское предприятие лишилось выгодного заказа. Поправить ситуацию можно, но для этого нужны денежные средства, в том числе кто-то должен оплатить стоимость ракет, которые должны быть израсходованы в ходе испытательных пусков. Не следует забывать, что после того как в "лихие" 1990-е государство бросило Брянский автозавод на произвол судьбы, предприятие стало коммерческим, получило значительные инвестиции от НАМС. Теперь без заказа со стороны военных, то есть себе в убыток, БАЗ проводить работы уже не может.

Во второй половине 1980-х годов в войска начала поступать РСЗО "Смерч", в которой для боевых машин (БМ) РСЗО используются СКШ МАЗ-543М, а для ТЗМ - МАЗ-543А. С момента принятия на вооружение РСЗО "Смерч" прошло более 20 лет, и, естественно, требуется модернизация используемых шасси. В настоящее время в РСЗО используются СКШ МЗКТ-7930, но четырехосные СКШ семейства "Вощина-1" (БАЗ-6909, БАЗ-6910) могут полностью заменить минские шасси. Директор департамента военной и специальной техники НАМС Виктор Бутко так прокомментировал сложившуюся ситуацию: "Размещение РСЗО на минских шасси - это свершившийся факт. Решение по выбору транспортной базы под РСЗО принималось во времена, когда шасси семейства "Вощина-1" на Брянском автозаводе находились в стадии разработки. Сейчас для пересмотра транспортной базы под серийные РСЗО необходимо решение заказчика. На ЗАО "БАЗ" определенные работы на уровне эскизного проектирования проведены". Но будет совершенно необъяснимо, если в составе новых модификаций РСЗО "Смерч" станут применять шасси МЗКТ-7930, тогда как можно использовать шасси российского производства. Впрочем, сегодня ОАО "Мотовилихинские заводы" (г. Пермь) - производитель БМ и ТЗМ для РСЗО - вовсю рекламирует БМ РСЗО "Смерч" на чешских шасси "Tatra"...

Есть также проблемы с военной техникой, в которой изначально использовались СКШ Брянского автозавода. Для БМ РСЗО "Ураган" еще в 1974 году в Брянске начали производить СКШ "135ЛМП" (скорее всего буква "П" появилась в индексе потому, что заказывались шасси для боевых машин заводом, находящимся в Перми). В первой половине 1990-х годов производство СКШ "135ЛМП" было прекращено. В конце 1990-х годов ФГУП "ГНПП "Сплав"", г. Тула (головное российское предприятие по РСЗО) предлагало провести глубокую модернизацию имевшихся в войсках СКШ "135ЛМП" с заменой двухдвигательных бензиновых силовых установок на однодвигательные дизельные, с заменой кабин и т.д. Но такие работы по трудоемкости и стоимости (с учетом уровня износа техники) значительно сложнее и не намного дешевле изготовления новых образцов СКШ семейства "Вощина-1" (при серийном производстве). Поэтому специалистами Брянского автозавода было предложено провести работы по размещению изделия на новом шасси БАЗ-69092. В настоящее время имеется достаточно проработанный вариант шасси БАЗ-69092 для БМ РСЗО "Ураган-1М", но в металле образцы не изготавливались. Работы не окончены, хотя готовность к сотрудничеству у Брянского автозавода с ФГУП "ГНПП "Сплав"" есть.

В последнее время для поставки на экспорт ряд отечественных вооружений предлагается на зарубежных шасси. Например, уже упоминавшаяся РСЗО "Смерч" (применяются чешские шасси "Tatra" или белорусские шасси МЗКТ) или зенитный ракетно-пушечный комплекс "Панцирь-С" (предлагается на немецких шасси MAN). Есть надежда, что ФГУП "Рособоронэкспорт" сможет заинтересовать зарубежных заказчиков в приобретении российской военной техники, смонтированной не на зарубежных шасси, а на российских. Это в значительной мере позволило бы решить указанные выше проблемы. "Шасси и тягачи Брянского автозавода имеют большой экспортный потенциал, как в составе образцов вооружения, так и отдельные поставки балластных и седельных тягачей", - говорит Виктор Бутко. Одна из комплектаций седельного тягача БАЗ-6402-013 являлась экспортной и поставлялась в составе ЗРС С-300ПМУ2 в Китай в 2006-2008 годах. Заменить российский тягач на какой-либо иной (например, китайского производства) невозможно, так как часть оборудования ЗРС монтируется на самом тягаче. По сведениям, имеющимся у автора статьи, в целом отзывы об эксплуатации тягачей БАЗ-6402, поставленных на экспорт, положительные.

Нужно учитывать также, что на заключение новых выгодных экспортных контрактов влияет наличие сервисной сети за рубежом, и этому специалисты Брянского автозавода постараются уделять больше внимания. За более чем 40-летний срок поставок военной техники на шасси БАЗ в различные страны накоплен богатейший опыт эксплуатации и ремонта у инозаказчика. Так что можно утверждать: эта проблема будет успешно решена.

Новые разработки: на ближайшую и среднесрочную перспективу

Дальнейшим развитием СКШТ должно было стать семейство "Вощина-2", в рамках которого разрабатывались СКШ с колесными формулами 8x8.1, 10x10.1 и 12x12.1 и седельные тягачи с колесными формулами 8x8.1 и 10x10.1. Целью опытно-конструкторской работы являлось создание образцов, оснащенных гидромеханическими трансмиссиями, бортовыми информационно-управляющими системами, повышение уровня защищенности, подвижности и других технических и эксплуатационных характеристик. К сожалению, и так небольшое финансирование по теме "Вощина-2" в октябре 2008 года Главное автобронетанковое управление министерства обороны РФ (ГАБТУ МО РФ) прекратило, а денежные средства, по имеющимся у автора сведениям, переданы... на КАМАЗ для проведения научно-исследовательской работы по специальным колесным шасси грузоподъемностью более 40 тонн. Брянскому автозаводу военные порекомендовали профинансировать работы по созданию семейства "Вощина-2" за свой счет, при этом никто не говорил будет ли от военных заказ на такие шасси и тягачи.

Несмотря на такие неприятности, в Брянске руки не опустили и продолжают совершенствовать свои модели. В настоящее время ведутся интенсивные опытно-конструкторские работы по созданию модифицированных седельных тягачей (первый из них будет иметь обозначение БАЗ-6403.01). Новые тягачи будут отличаться от модели БАЗ-6403, принятой на снабжение Вооруженных Сил в 2008 году, увеличенной габаритной шириной, увеличенной колеей, оборудованием заказчика, а также размещением сцепного устройства. Эти тягачи будут промежуточными образцами, то есть уже не "Вощина-1", но еще не "Вощина-2". Как сообщила пресс-служба НАМС, разработка БАЗ-6403.01 ведётся по заказу ГСКБ "Алмаз-Антей" в интересах ЦКБ "Титан", НИИИРТ под монтаж нового семейства вооружений. Изготовление и испытания БАЗ-6403.01 запланированы на 2010 год.

В 2003 году Брянским автозаводом проводились работы по созданию 5-осных СКШ для зенитно-ракетной системы С-300ВМК, но дальше разработки эскизного проекта дело тогда не пошло. Решается вопрос о том, чтобы реанимировать проект по новым пятиосным полноприводным шасси, поэтому в семействе СКШТ Брянского автозавода можно ожидать пополнения.

Военные вспомнили и о корпусных шасси. На выставке "Тыл и снабжение Вооруженных Сил", которая проходила в Москве в ноябре 2009 года, на стенде Железнодорожных войск был представлен планшет с кратким описанием плавающего самоходного копера ПСК-М (подпись гласила, что это разрабатываемая техника). ПСК-М предназначен для забивки свай на суше или воде. На представленных схемах угадывались контуры плавающего СКШ БАЗ-6944, тех самых, что были уничтожены по договору РСМД (вот когда пригодилась бы эта техника!). Работы по корпусному СКШ для нового плавающего самоходного копера ведутся в настоящее время.

Однако, на Брянском автозаводе уже имеются планы по разработке совершенно нового корпусного шасси, которое может составить достойную конкуренцию белорусским корпусным СКШ (различные модификации МЗКТ-6922 ныне предлагаются для использования в составе экспортных российских ЗРК "Тор-М2Э", "Бук", а также белорусского ЗРК "Оса-1Т"). Не исключено, что новое российское корпусное шасси будет плавающим (МЗКТ-6922 не умеет плавать), что может быть востребовано в народном хозяйстве, например, в МЧС (особенно пригодится во время спасательных операций в случае наводнений) и Роскосмосе (для поиска и эвакуации спускаемых аппаратов). Уверен - наши конструкторы могут разработать лучшую технику в мире! Новое корпусное шасси нужно не только Вооруженным Силам РФ и гражданским заказчикам, оно также может поставляться различным зарубежным клиентам.

Последние несколько лет доказали всем: Брянскому автомобильному заводу по силам решать самые сложные задачи в области разработки и производства СКШТ. Это означает, что обороноспособность России будет на необходимом уровне!
Александр Привалов
Главный редактор www.autocatalogue.ru

Когда статья уже была написана

Стало известно о том, что в марте текущего года было зарегистрировано ОАО "БЗКТ Алмаз-Антей", которое является совместным предприятием ЗАО "БАЗ" и Концерна ПВО "Алмаз-Антей". Генеральным директором совместного предприятия назначен Соболев Виктор Михайлович. По имеющейся у автора информации, разработка и производство военных СКШТ будут полностью переданы во вновь образованное предприятие. Рассматриваются вопросы об использовании отечественных СКШТ в составе перспективных российских комплексов и систем противовоздушной и противоракетной обороны и о постепенном исключении из состава ПВО ВВС и ПВО Сухопутных войск СКШТ производства МЗКТ.

противоракетная оборона, Концерн ПВО Алмаз-Антей, БЗКТ Алмаз-Антей, воздушно-космическая оборона России, ВКО, ГСКБ Алмаз-Антей, противовоздушная оборона, ПВО, воздушно-космическая оборона, ВКО России, ПРО

Previous post Next post
Up