Министерство обороны и депутаты Госдумы разрабатывают законопроект о частных военных компаниях. Об этом в пятницу сообщил зампредседателя думского комитета по обороне Франц Клинцевич («Единая Россия»). «Такой закон нам нужен, я уверен, что мы его примем. Но здесь нужна очень серьезная работа, и прежде всего - работа как с Министерством обороны, так и с МВД», - сообщил Клинцевич, не уточнив, когда документ может быть внесен Госдуму.
По словам депутата, в законопроекте будут прописаны разные функции, которые может выполнять ЧВК. «Для чего частная военная компания? Чтобы расширить полномочия ассортимента оружия, вооружений и техники», - отметил парламентарий.
Он пояснил, что в частной военной компании может быть полноценный ассортимент военного вооружения. «И они могут получать некий заказ для выполнения каких-то задач», - сказал Клинцевич.
Депутат добавил, что ЧВК широко используются в международной практике. «К примеру, в Афганистане сегодня присутствуют чуть больше 140 тысяч военнослужащих, а по их аналогичному законопроекту чуть больше 120 тысяч людей представляют частные военные компании и где-то 40 тысяч представляют охранные компании, которые несут службу, обеспечивают очень многие вещи, которые порой, может быть, не очень корректно делаются со стороны государственных структур», - сказал депутат.
Комментируя инициативы фракции ЛДПР Псковского областного собрания депутатов, Клинцевич отметил, что их законопроект о ЧВК должен быть принять на федеральном уровне. «Это не компетенция фракции областного собрания депутатов. Это должно регулироваться федеральным законом, там слишком много нюансов», - считает депутат.
Напомним, на этой неделе фракция ЛДПР Псковского областного собрания депутатов разработала проект федерального закона «О частных военных компаниях». Депутаты предложили легализовать деятельность негосударственных военизированных организаций, направленную на защиту национальных интересов России за рубежом, а также наделить их правом владения боевым оружием. На Западе такая система давно работает, в частности, такие военные компании помогают отстаивать интересы нового киевского правительства.
В пояснительной записке к законопроекту говорится, что «события кризиса на Украине, где активно используются для реализации интересов временного правительства в Киеве западные ЧВК, четко продемонстрировали острую необходимость появления такого института и в России».
По мнению авторов документа, «Россия обладает огромным потенциалом экспансии на рынке частных военных услуг». Кроме того, такие специализированные коммерческие организации «могли бы решать задачи, направленные на реализацию национальных интересов - когда применение регулярных вооруженных сил политически или юридически затруднительно».
Разработчики документа отмечают, что развитию подобных организаций в России препятствует отсутствие нормативно-правовой базы, гарантирующей законность их деятельности (статьи УК РФ об организации незаконного вооруженного формирования и о наемничестве, а также существующая версия закона «Об оружии»).
Депутаты предлагают возложить функцию лицензирования подобных структур на ФСБ. Основной кадровой базой частных военных компаний, по мнению псковских ЛДПРовцев, должны стать ветераны и пенсионеры силовых ведомств. «Это позволит решить задачи по обеспечению их социальной защиты и адаптации после службы без дополнительной бюджетной нагрузки», - отмечается в пояснительной записке.
В мире более сотни крупных ЧВК и охранных компаний (ЧОК), прежде всего в США, Великобритании, Франции. В сферу их деятельности входит охрана объектов, тренировка армейских и полицейских подразделений, консалтинговые услуги в области безопасности, снабжение и обеспечение войск. Работают ЧВК и ЧОК по контрактам с правительствами и министерствами обороны, а также крупными транснациональными корпорациями. Несколько десятков таких компаний действуют сейчас в Ираке и Афганистане.
Весной 2012 года Владимир Путин, который на тот момент занимал должность премьер-министра, поддерживал идею создания системы ЧВК, которые могли бы предоставлять услуги по охране объектов и тренировке иностранных военных за границей без участия российского государства. «Это действительно является инструментом реализации национальных интересов без прямого участия государства, - говорил Путин. - Считаю, что да, над этим можно подумать, рассмотреть».
Военный эксперт, старший научный сотрудник Центра политических исследований Вадим Козюлин отмечает, что из-за статьи «Наемничество» в УК (359) «тема очень скользкая». «Известно, что российские отставные военные и прочие специалисты работали во многих странах. Выполняли функции на грани возможного. Но поскольку все это происходило за рубежом, то вопрос, как применять эту статью, местами был тупиковый», - сказал Козюлин газете ВЗГЛЯД.
В прессе говорилось о том, что в Ираке, Афганистане, Курдистане, Шри-Ланке и других горячих точках работали отечественные ЧВК «Антитеррор-Орел», «Тигр Топ Рент Секьюрити», «Феракс», «РСБ-Групп», «Редут-Антитеррор».
В свою очередь руководитель Центра военного прогнозирования Анатолий Цыганок убежден, что Россия опоздала с созданием ЧВК на двадцать лет, тем не менее это необходимо сделать. «Тех военнослужащих, которые по каким-то показателям больше не могут служить в армии, но имеют боевой опыт, лучше использовать в ЧВК», - сказал Анатолий Дмитриевич газете ВЗГЛЯД.
При этом он уверен, что такие компании не должны находиться в руках олигархов. «В первую очередь они должны быть у Газпрома и охранять трубопроводы. Это очень важно. Нефтепроводы нужно охранять, в том числе от террористической угрозы», - сказал эксперт.
Козюлин подчеркивает, что в мировой практике деятельность таких компаний используется особенно широко в последнее десятилетие. «США во многих случаях фактически отдали функции обеспечения национальной безопасности частным компаниям. Среди плюсов - то, что государство избавлено от одной головной боли. Есть армия наемников, которая выполняет государственные функции и для США, и для других государств, но в интересах Соединенных Штатов. Временами США формально не имеют касательства к какому-либо конфликту, а фактически американские граждане ведут эту работу за деньги», - пояснил эксперт.
В России, по его словам, стоит равняться на мировую практику. «Им можно отдавать функции охраны российских представительств за рубежом, иностранных инфраструктурных объектов, которые порой бывают важны для российских интересов либо дружественных России государств. Им можно поручать обучение за рубежом иностранных специалистов в сфере безопасности», - считает Козюлин.
Он согласен с мнением, что у России есть потенциал экспансии на рынке частных военных услуг. По его словам, многие сотрудники западных частных ЧВК имеют российское гражданство. «Многие действуют частным образом, нанимаются специалистами. Востребованы мастера по ремонту советской техники. Но это делается полупартизанским способом. Все это можно поставить в цивилизованные рамки, и эти компании будут платить налоги в России. Сейчас этим компаниям приходится скрываться, регистрироваться за рубежом», - указал эксперт.
Он также уверен, что кадровой основой таких компаний должны быть отставные военные и сотрудники спецслужб, как это заведено за рубежом.
В свою очередь эксперт Ассоциации военных политологов, доцент кафедры политологии и социологии РЭУ имени Плеханова Александр Перенджиев добавляет, что этим могут заняться офицеры, которые массово были уволены из Вооруженных сил при министре обороны Анатолии Сердюкове. «Отставные офицеры часто идут в криминальные структуры. Их нужно выводить из криминала, чтобы они действовали в интересах страны, чтобы их опыт не пропал. Офицеров запаса, работающих в ЧВК, можно возвращать в строй в случае необходимости. Это скрытый резерв», - сказал Перенджиев газете ВЗГЛЯД.
По его словам, ЧВК действуют не только как аутсорсинг вооруженных сил. «Это может быть аутсорсинг внутренних войск, ФСБ, СВР. По сути говоря, частные военные компании - это аутсорсинг в сфере обеспечения национальной безопасности», - пояснил эксперт.
Вадим Козюлин не исключает, что в случае оперативной разработки законопроекта и его утверждения сотрудники российских ЧВК могут быть задействованы в юго-восточных районах Украины. «Сейчас обсуждается вопрос о миротворческих функциях на Украине. Известно, что частные компании нередко привлекаются к такой работе в большинстве стран. Найдется место и для российских компаний», - полагает эксперт.
С тем, что в нынешней ситуации есть потребность в таких компаниях, согласен и Перенджиев. «Речь не идет о том, что эти компании будут выполнять боевые функции. Они могут предоставлять интеллектуальные и информационные услуги, выполнять задачи в сфере материального обеспечения вооруженных сил. Но должны быть и конкретные подразделения, которые способны выполнять узкие функции военного характера», - уверен Перенджиев.
В качестве примера он назвал нахождение российских войск в Абхазии и Южной Осетии. «По этому поводу есть конфликт. Грузия считает эти территории оккупированными. Если Россия выведет оттуда свои войска и вместо них появятся частные военные компании, мы объявим, что наших войск там нет. Так делают американцы. Они вывели свои войска из Ирака, но остались частные компании. Они охраняют определенные зоны и действуют в интересах США. Такая же система будет в Афганистане. Наверное, они были бы полезны на территории Украины для защиты российских интересов и бизнеса», - считает эксперт, подчеркнув, что благодаря ЧВК можно уйти от соприкосновения официальных государственных структур и не создавать оснований для военного конфликта между государствами.
источник