То, к чему так страстно стремилось политическое руководство Украины, наконец произошло - экономическая часть соглашения об ассоциации с ЕС подписана. Оптимизм Киева, однако, не разделяет даже западная пресса, вместе с российским экспертным сообществом живо описывающая, какого масштаба крах теперь ждет украинскую экономику.
Украина и ЕС в пятницу на саммите в Брюсселе подписали экономическую часть соглашения об ассоциации с ЕС. Политическая часть была подписана в марте текущего года. Ожидается, что зона свободной торговли (ЗСТ) начнет действовать с осени этого года после ратификации документа украинским парламентом.
Украинский президент Петр Порошенко надеется, что подписание этого соглашения станет инструментом подготовки к будущему членству Украины в Евросоюзе. Однако пока это только его личная надежда, которую в реальности ЕС не разделяет. Это подтверждается и тем, что слова о праве Украины в будущем стать членом ЕС прозвучали сегодня только из уст Порошенко (и ранее звучали лишь от украинских политиков).
Европа, если и говорит о таком будущем, то крайне туманно. Так, еврокомиссар по вопросам расширения и политики добрососедства Штефан Фюле заявил в пятницу, что пока не может сказать, каковы шансы Украины стать кандидатом в члены Европейского союза. Для начала, по его словам, Украина должна показать через проведение реформ, «насколько сильны ее европейские устремления».
Соглашение об ассоциации с ЕС украинскими политиками вообще позиционируется лишь с геополитической точки зрения. Тогда как о том, какие плюсы и риски несет в себе экономическая часть соглашения именно с экономической точки зрения, говорят мало и поверхностно. Суть соглашения, которое по объемам сравнимо с двумя томиками «Анны Карениной», в основном сводится к тому, что «свободная торговля - это пусть к процветанию для всех» (это цитата главы Еврокомиссии Жозе Мануэла Баррозу) и что Украина сможет увеличить свой экспорт благодаря нему на 1 млрд евро в год.
Однако Баррозу, да и Порошенко умалчивают, какие потери несет в себе поставленная сегодня подпись Украины.
Суть экономической части
Составной частью соглашения об ассоциации с ЕС является образование зоны свободной торговли, но не просто ЗСТ, а именно «глубокой и всеобъемлющей зоны свободной торговли» - (Deep and Comprehensive Free Trade Area). Это значит не просто отмену ограничений в торговле между странами, но и обязанность для Украины перейти на законодательные нормы ЕС в сфере внешней торговли, инвестиций, антимонопольной политики и т.д.
ЕС и нынешние украинские власти умалчивают о том, что это значит для Украины и куда это заведет украинский бизнес. Теперь украинским производителям потребуется серьезно поработать, чтобы перейти на стандарты качества, ветеринарные и фитосанитарные требования ЕС. А для этого надо где-то найти миллионные инвестиции. И только те, кто найдут деньги и сумеют быстро перестроиться, получать хотя бы шанс начать продажи своей продукции на европейском рынке.
И еще более важно для экономики Украины, что «глубокая и всеобъемлющая зоны свободной торговли» с ЕС разрывает ее торговые и кооперационные связи с Россией и Таможенным союзом. А, как известно, экономика Украины жила благодаря экспорту как в страны ЕС, так и экспорту в Россию.
Такую радикальную ломку украинской системы хозяйства ради принципов ЕС можно было бы оправдать разве тем, что это необходимо для будущего членства в ЕС. Вот только Европа гарантий членства не давала и перспективы, что даст в будущем, крайне призрачны. При этом, Украина могла бы менее болезненно выйти на европейский рынок, сохранив при этом и торговлю с Россией, подписав обыкновенное соглашение о зоне свободной торговли и работая с ЕС на принципах ВТО.
Правду не скрыть
Даже на Западе прекрасно понимают, что Украина этим соглашением тянет себя на дно. Так, британская ВВС выпустила публикацию, которая оспаривает тезис об автоматических выгодах для населения Украины от подписания страной соглашения об ассоциации с ЕС. Соглашение об ассоциации с ЕС «утопит» украинские предприятия, считает ВВС.
В качестве примера приводится малый и средний бизнес. В краткосрочной перспективе ассоциация с ЕС принесет украинским производителям «огромное количество потерь и разрушений», поскольку местные предприятия будут вынуждены приспосабливаться к новым обстоятельствам. Это осложняется тем, что бизнес не понимает, каким образом адаптироваться к правилам, которые будут навязаны по соглашению.
ВВС цитирует слова владельца фирмы по производству женского белья Сергея Клименко: «украинские предприятия изначально пострадают, так как европейский бизнес войдет на местные рынки и навяжет жесткую конкуренцию. Кто-то выплывет, а кто-то утонет».
Американское издание The Los Angeles Times также считает, что сделка между ЕС и Украиной мало что изменит для последней. По мнению издания, торговое соглашение Киева с Евросоюзом не поможет Украине выбраться из экономической разрухи еще в течение многих десятилетий. Тогда как глубокие связи украинской промышленности с российским ВПК на долгое время гарантируют, что обе страны окажутся важными торговыми партнерами друг для друга.
Глубокое падение
Если ЕС благодаря соглашению об ассоциации обещает Украине увеличения торговли на 1 млрд евро, то от снижения торговли с РФ и ТС из-за этого соглашения Киев будет терять 33 млрд долларов или 19% ВВП, причем, каждый год, посчитали эксперты Комитета гражданских инициатив.
Здесь учитываются возможное снижение экспортной выручки, привлеченных инвестиций и миграционных доходов, повышение цен на газ и сокращение трубопроводного и иного транзита, свертывание кооперационных связей, сокращение поездок на Украину и другое, говорится в докладе «Тупик борьбы интеграции в Европе», опубликованном 20 июня.
А реализация шокового сценария для российско-украинских отношений будет стоить Украине еще 100 млрд долларов.
Из-за подписания Украиной соглашения о зоне свободной торговли с ЕС, Россия обязана будет ввести защитные пошлины для товаров из Украины, чтобы защитить своих производителей. Как только Европа начнет ввозить на украинскую территорию свои товары беспошлинно, она сразу же воспользуется Украиной как плацдармом для того, чтобы беспошлинноже отправлять свои товары в Россию по правилам свободной торговли в рамках СНГ.
Однако с ЕС Россия не заключала соглашения о свободной торговле, и заключать не планирует. Россия, Казахстан и Белоруссия получили от Евразийской экономической комиссии право ввести пошлины для товаров из Украины в случае угрозы реэкспорта европейских товаров.
Все разговоры о том, что Европа начнет массово скупать все, что до этого покупала Россия на Украине, необоснованны. Из 19,2 млрд долларов экспорта в ТС в 2013 году Украина способна переориентировать на другие направления товары на сумму всего 2,9 млрд долларов. Товаров на 16,3 млрд долларов, а это 25,7% общего украинского экспорта, невозможно будет продать на другие рынках, посчитали в Комитете гражданских инициатив (КГИ).
Россия тоже от этого понесет потери. Однако они куда менее значительны. Для стран ТС поставки, от которых трудно быстро отказаться, оцениваются в 1-2 млрд долларов. В основном это машинно-техническая продукция, используемая российским ВПК. Тогда как Украина из-за резкого ухудшения взаимодействия с ТС потеряет 14,3-15,3 млрд долларов в год экспортной выручки, посчитали в КГИ.
Украине также придется забыть о прямых российских инвестициях. В 2012 году прирост накопленных российских ПИИ составил около 2 млрд долларов. Такова будет упущенная выгода для Украины из-за ухудшения отношений с Россией.
В машиностроении риски для отлаженных десятилетиями связей по глубокой кооперации проявились в авиастроении (самолето-, вертолето- и ракетостроении) и судостроении, что фактически создало угрозу не только для обновления, но и для существования практически всех высокотехнологичных секторов украинского машиностроения, в частности - двигателестроения, его тесных производственных, инвестиционных и инновационно-конструкторских связей с Россией и ТС, отмечают эксперты Комитета гражданских инициатив.
Трудовые доходы украинских мигрантов за границей, переводимых на родину, также резко сократятся. Перевод денег оценивается в 11-13 млрд долларов или примерно 7% ВВП Украины. Это важная статья, которая на протяжении многих лет помогала поддерживать уровень жизни и платежный баланс Украины. На 60-70% - это поступления от украинских граждан, работающих на территории России. Однако разрыв отношений с РФ приведет к сокращению трудовых доходов до 5-8 млрд долларов.
Разрыв отношений с Россией означает сохранение для Украины контрактных цен на российский газ в 480 долларов за тысячу кубометров. На скидку в 100 долларов до 380 долларов (средняя цена на газпромовский газ в Европе) Киев может не рассчитывать. Это означает рост расходов на газ для Украины на 2,2-3,7 млрд долларов в год. Если транзит российского газа и другого транзита через Украину будет перекрыт, то Киев будет терять 3,9-4,2 млрд долларов в год транзитных доходов.
Даже за счет отказа россиян ездить на Украину и тратить там свои средства Киев потеряет минимум 1,5-1,6 млрд долларов в год. Отказ российских компаний от части взаимных перевозок с участием украинских операторов будет стоить Киеву еще 0,4 млрд долларов годовых потерь.
Все это и складываются в оценку потерь Украиной из-за разрыва отношений с Россией в 33 млрд долларов каждый год. Самое интересное, что это почти вдвое больше той суммы, которую обещал МВФ в виде пакета помощи Украине на два года (2014-2015 гг).
Трудно не согласиться с метафорой Сергея Глазьева, советника президента РФ, который на днях назвал подписание соглашение об ассоциации с ЕС «экономическим убийством» для Украины. Понятно, что Европа не хочет брать Украину в свой союз и совсем не рада перспективе вытаскивать украинскую экономику со дна. Поэтому ничего удивительного в том, что Еврокомиссия решила стать мостиком по налаживанию торговых связей Киева и Москвы. ЕК предложила провести 11 июля контакты на министерском уровне в формате РФ - ЕС - Украина по экономическим последствиям заключения соглашений об ассоциации с Европейским союзом, на что российская сторона дала свое согласие, сообщили в МИДе РФ.
«Безусловно, подобные встречи следовало бы проводить до подписания столь важных документов, - считает российское ведомство. - Ранее российская и украинская стороны предлагали трехсторонний формат консультаций, однако Брюссель отвергал их. В настоящее время рассматривается возможность проведения подготовительной встречи на экспертном уровне».
источник