Ложь, кровь и телевизор

May 19, 2014 00:25

Так вышло, что я примерно с десяток лет отработал на телевидении. Это были местные, локальные телевизионные каналы города Иркутска. Работал я не журналистом, а оператором и монтажером. То есть к идеологии и различным редакционным политикам отношения, по сути, не имел.


Тем не менее в один прекрасный день я собрался и уехал в Москву, с тем, чтобы никогда более ни единого дня не работать на телевидении. Поскольку Москва в этом смысле предоставляет больший простор. Тут есть значительное количество мелких студий, занимающихся монтажом, съемкой и вообще - той доводкой до товарного вида, которая именуется «postproduction». Столь долгое вступление было необходимо для того, чтобы объяснить, что хотя в настоящий момент я не имею отношения к эфирному ТВ, но имею очень хорошее представление о том, как это самое ТВ устроено.

В силу этого я регулярно отсматриваю какие-нибудь новостные программы, с тем, чтобы поглядеть, каковы нынче тенденции, течения и вектора развития всего этого безобразия.

Так вот, традиционно для придания достоверности транслируемой информации брался такой видеоматериал, из которого трудно сделать какой-то определенный вывод. Поясню.

Пример раз.

Информация - «В столице государства такого-то беспорядки, волнения, граждане возмущены».

Видео - на мобильный телефон снято, как несколько человек куда-то бегут, все трясется, некоторую часть материала составляет видео, снятое камерой «в пол» (то есть просто мельтешение асфальта), слышны какие-то крики, крупный план забинтованной руки - в целом понять, где это и что это - затруднительно.

Пример два.

Информация - «Мешкотоварские угрелы подвергают безжалостным этническим чисткам беззащитных мешкотоварских нарэнов!»

Видео - тела жертв, по которым решительно непонятно, нарэны это или угрелы, плачущие женщины, грязные детские лица, крупный план гильзы.

В обоих случаях мы видим, как вранье прикрывается какой-то картинкой, которая подпадает под заданные условия - беспорядки, трупы, суматоха и прочее. Но это все же, несмотря ни на что, попытка убедить зрителя в правдивости транслируемой информации. То есть еще существует необходимость доказывать достоверность, произносимого с экрана.

Однако буквально пару недель назад, по каким-то, самому мне не вполне понятным, признакам, я почувствовал, что необходимость подобных доказательств уже уходит в прошлое. Скоро, уже вот-вот, станут говорить одно, а показывать абсолютно противоположное, даже не считаясь с очевидными противоречиями.

Мои предчувствия не так давно подтвердило украинское ТВ. Под бодрый отчет о нулевой явке на референдум в юго-восточной части Украины показывались тысячные толпы народа, собственно, пришедшие именно проголосовать.

Но это еще не финальная ступень развития масс-медиа. Уверяю вас, дальше произойдет следующее. Будет произноситься нужная информация под абсолютно не имеющую отношения к предмету повествования картинку.

К примеру.

«Боевики сопредельной державы захватили приграничный город!». На видео - скачущие по лианам бабуины.

«Жители Гдетотамска с пониманием восприняли новость об отмене налоговых льгот и уменьшении пенсий и дотаций работникам бюджетной сферы». Видео - урок эсперанто.

«Европейский Союз перевел первые сто тридцать девять миллиардов евро из четырехтриллионного безвозмездного кредита в бюджет нашего государства» - по морю плывет белоснежный парусник.

Первое время еще будет сохраняться некоторое стремление попадать хотя бы в тональность. Говорим о хорошем - показываем приятное. Говорим о плохом - показываем раздражающее. Затем исчезнет и это.

И вот тут я подхожу вплотную к тому, чем, на мой взгляд, вызвана подобная ситуация.

Дело в том, что зрителя ежедневно, на протяжении уже долгого времени приучают к тому, что, рассказывая о чем-либо, для подачи этого чего-либо в нужном ключе не грех и соврать. И имя этим урокам неправды - реклама.

Я даже не буду приводить примеров - просто попробуйте представить себе такую ситуацию: вы спрашиваете, посмотрев рекламный ролик - «И что, действительно после приема этих конфет так повышается настроение? А вот это моющее средство и вправду удаляет различные виды загрязнений на сорок процентов эффективнее? Неужели в разработке этого шампуня была использована уникальная 3D-формула?»

Только спрашивать надо на полном серьезе, безо всякого сарказма. И тогда становится ясно, что самым предсказуемым ответом будет - «Ну это же реклама!»

То есть человек, если разобраться, уже абсолютно не видит ничего странного или плохого в том, чтобы ради денег нести какую-то ахинею (вроде 3D-формулы), а то и попросту врать.

Как бы признавая - это бизнес, что тут такого?

Это, в свою очередь, совершенно естественно порождает уже совершенно дикие ситуации.

К примеру. Одна гражданская активистка (назовем ее, для интриги, Ксения Анатольевна С.) борется за справедливость и использует всю подходящую в таких случаях риторику. А именно - взывает к человечности, рыдает от неправильности происходящего и, что особенно важно, вытаскивает транспаранты, на которых начертано «Как же стыдно от всего, что творится в родимой стране!». То есть работает еще и в поле морали, а не только социальной политики.

Но помилуйте! Ведь я же помню, как некоторое время назад эта же активистка вела на телевидении передачу (для еще большей интриги назовем ее «Д.-2»). И более аморальной и отвратительной, с точки зрения элементарной человеческой чистоплотности, программы я лично не видел!

Вот тут снова начинается та же история: «Ну это же шоу… Просто бизнес…»

Об этом и речь - если человек, ради шоу и бизнеса, участвует в аморальных проектах, то с такою же легкостью он может участвовать в любых других, в том числе и таких, которые, якобы, наоборот - за все нравственное. Бизнес… Можно и соврать…

На примере этой гражданской активистки-телеведущей я всего лишь в максимально доступной форме попытался объяснить, к каким перекосам в сознании приводит даже ложь малая (используемая в рекламе), но транслируемая ежечасно. А так же - почему воспитанному в современных условиях зрителю можно, не стесняясь, рассказывать с экрана все что угодно, показывая при этом все, что заблагорассудится.

Бизнес… Ничего такого…

источник

СМИ, Манипуляция, Ложь, Информационная война

Previous post Next post
Up