Красно-зелёный протест: почему челябинцы не хотят новых комбинатов

Jan 27, 2014 15:06

В конце прошлого года в Челябинской области был запущен крупный промышленный объект - Михеевский ГОК. Вскоре рядом может возникнуть ещё один комбинат - Томинский ГОК. Проекты такого масштаба сегодня встречаются нечасто, однако, как оказалось, и у них есть свои противники. Так, некоторые жители Челябинской области решительно протестуют против возведения промобъектов. Пришло время вновь поговорить о борьбе экологов с промышленниками.


«Вредно, дёшево и не нам»

Михеевский ГОК стал одним из самых дорогих и сложных промышленных объектов, возведённых с нуля в последнее время. Когда читаешь о ходе его строительства, неизбежно возникают параллели с ударными стройками эпохи индустриализации - в основание залито 14 тыс. тонн монолитного бетона, построено укрытие для руды весом 600 тонн, установлено новейшее, не имеющее аналогов в стране оборудование, создаётся 1200 рабочих мест и т.д. Сам комбинат, в строительство которого вложено около 30 млрд рублей, стал одним из крупнейших в России, а запасов месторождения хватит на 40-50 лет.

Планируемый к строительству Томинский ГОК по некоторым параметрам будет даже превосходить Михеевский. Оба проекта имеют статус федеральных, а реализует их «Русская медная компания» («РМК»). Отметим, что ранее лицензии принадлежали британской золотодобывающей компании, но она не рискнула развивать бизнес, побоявшись гигантских вложений, и продала все права «РМК».

В данный момент в Челябинской области оформилось локальное протестное движение за остановку Михеевского и отмену планов строительства Томинского ГОКов. Тактика работы нам уже привычна - группы в социальных сетях, петиции, письма в адрес президента и правительства, митинги. Впрочем, до столкновений и порчи имущества, как это было в Воронежской области, пока не дошло. Проанализировав тонны публикаций и призывов, выделим основные причины недовольства граждан:

- опасение за состояние экологии, особенно у проживающих рядом с месторождениями;

- недовольство от того, что львиная доля добытой меди и продукции из неё уходит на экспорт;

- недовольство тем, что «РМК» зарегистрирована в оффшоре, а значит, предположительно, ни российский, ни областной бюджет не получит существенных средств от реализации проектов;

- недовольство тем, что ради сиюминутного пополнения бюджетов разрабатываются крупные российские месторождения (этот пункт несколько противоречит предыдущему, но уж как есть);

- опасение того, что рабочие места займут не челябинцы, а приезжие вахтовики или гастарбайтеры.

То есть мотивация идентична мотивации воронежского протеста, который, к слову сказать, после задержания некоторых «экоактивистов» по подозрению в шантаже промышленников пошёл на спад. Однако стоит отметить, что челябинский протест пока не замарал свои ряды националистами, псевдоказаками, сексуальными меньшинствами и прочими фриками, то есть выглядит вполне пристойно, а значит, есть возможность разобрать ситуацию без лишних эмоций.
Проблема не в частнике

Разобраться в том, насколько серьёзную угрозу экологии представляют комбинаты, не обладая соответствующей квалификацией, невозможно.

В интернете всюду натыкаешься на прямо противоположные мнения экологов, взвешивать которые посторонний человек просто не в состоянии. Понятно, что и подавляющее большинство протестующих такой компетенцией не обладают и заботятся об экологии либо из профессиональной необходимости, либо из страха перед неизвестным. (К слову сказать, жил бы я вблизи такого объекта, тоже предпочитал бы перестраховаться, так что тревоги челябинцев по-человечески понятны). И тут основные претензии нужно адресовать именно промышленникам - нужно больше времени и сил уделять работе с населением и развенчанию всех экологических мифов и страхов, если они не соответствуют действительности. Такие настали времена.

Все остальные претензии относятся к разряду экономических и даже политических. Действительно, компания «РМК» зарегистрирована в оффшоре, как и подавляющее большинство других отечественных предприятий, в том числе и государственных. Однако это не значит, что Россия даром отдаёт сырьё за границу, не получая никаких выгод, - экспортные пошлины, налог на добычу полезных ископаемых никто не отменял. В бюджет области, по предварительным подсчётам, Михеевский ГОК будет выплачивать 2 млрд рублей в год, что особенно актуально на фоне растущего дефицита регионального бюджета. То есть слухи о бесплатном вывозе сырья несколько преувеличены.

Другое дело, что мне, как и многим, хотелось бы, чтобы разработкой таких месторождений занимались государственные компании, зарегистрированные на территории нашей страны. Но, простите, в этом случае у меня нет претензий к «РМК» - они действуют по тем законам и идут в русле той экономической политики, которую сегодня диктует наше правительство. Поэтому петиции с требованием запретить частной компании зарабатывать выглядят наивно, если не сказать грубее. То есть челябинцы, может быть, сами того не сознавая, ставят гораздо более обширный вопрос - о смене экономического и политического курса в стране. Так в таком случае и нужно его формулировать соответствующим образом, а не жаловаться президенту на проклятого капиталиста, строящего фабрики и создающего рабочие места.

Исходя из всего этого, - есть основания полагать, что протестное движение челябинцев против ГОКов не имеет перспектив. Однако оно может стать одним из сигналов власти о достаточном недовольстве народа сложившимися экономическими порядками, чтобы это недовольство стало для власти реальной проблемой. И в этом смысле оно, безусловно, полезно, - если только удастся удержать его от маргинализации, как в Воронежской области.

Отвлекаясь от комбинатов, отметим, что мы наблюдаем подмеченную нами в прошлом году тенденцию к укреплению экологического протеста в стране. Пока ещё это движение толком не оформлено, но стремится перейти к устойчивому развитию. Так, отмечаю, что локальные экопротесты начинают искать друг друга, координироваться. Пока что для взаимной моральной поддержки, но со временем это может вполне привести к организации «зелёной партии», что откроет ещё один внутренний фронт борьбы за или против нашей страны (это уже как сложится). Уже очевидно, что при разработке крупных промышленных проектов их авторам следует учитывать и почти неизбежное противостояние, а значит, заблаговременно готовиться к взаимодействию с обществом и ни в коем случае не убегать от него. Так как попытка к бегству - признак недобросовестности.

источник

Челябинская область, Челябинск, Урал

Previous post Next post
Up