Ох уж это стремление к оригинальности, к непохожести на других.
Оригинальность - не порок, но большая ли добродетель?
Мне всегда казалось, что есть что-то в этом подозрительное, что-то не всегда хорошее.
А в обществе, особенно в «богемном», или в ЖЖ-шном, оригинальность и непохожесть возводилась всегда в ранг бесспорной добродетели.
Мне всегда это казалось подозрительным.
Может потому, что считать любую оригинальность благом - это слишком просто.
Это даже примитивно.
Я таким любителям новенького всегда предлагал купить калейдоскоп. Они будут туда смотреть, крутить калейдоскоп, и у них всё время будет нечто совершенно новое, оригинальное, красивое и неповторимое.
Давайте разберемся, всегда ли хорошо быть оригинальным, в чем отличие оригинального от банального?
А то оригинальность может показаться и чудаковатостью, а непохожесть на других можно перепутать с уродством.
Человеку всегда интересно что-то новое, необычное.
Человеку нужны впечатления, и нужно интересное.
Но человеку еще больше нужно нечто совсем обыденное - каждый день спать, пить, есть. Человек каждый день ест хлеб.
Это ежедневно и это предельно однообразно. Но это необходимо.
Нельзя сказать:
- Человеку больше всего нужны новые впечатления, нечто новое. Человек интересуется только новым, необычным.
Потому что человек очень даже интересуется ценами на картошку и квартплатой.
И нельзя сказать, что человеку интересно только то, что можно прямо сейчас съесть или выпить.
Человек всегда хотел и требовал: Хлеба и зрелищ!
Разница в том, что хлеба (необходимое физически) человек обычно легко получает в достатке. Человек поспал, попил, поел. И всё.
Больше ему уже не нужно. Пока не пройдет время.
А вот зрелищ человек готов получать всё своё свободное от добычи хлеба время.
То есть рынок хлеба - фиксирован и ограничен.
А рынок зрелищ - неограничен.
Чем интереснее, тем больше народу придет на это посмотреть.
Чем интереснее, тем больше народу отдаст свои денежки за это, и тем дороже можно поставить цены.
Цены на хлеб, слава Богу, более-менее фиксированы.
А цены на зрелища, на что-то новое, на новые идеи не фиксированы, не ограничены.
Поэтому на производстве хлеба ты получишь небольшие деньги. А на производстве зрелищ (изобретений) ты получишь, если повезёт, весьма большие деньги.
Поэтому нельзя говорить, что человека заботит только что-то новое, человека вполне заботит и хлеб и картошка.
Но после того, как он поел, ему хлеб уже не интересен, ему нужны зрелища.
Так же и люди.
Мы не ценим того, кто кормит нас ежедневно. Но мы ценим и тянемся к тому, кто рассказывает нам интересные истории, кто очень яркий и оригинальный сам по себе, даже если он на нас не обращает внимания.
Те люди, которые дают нам хлеб, интересны только нам.
А те люди, которые обеспечивают нам зрелища, интересны всем. Даже если они лично на нас и не обращают внимания.
То есть нельзя сказать:
- Нам интересны только выдающиеся, оригинальные, необычные личности.
Если не придет наш повар, наш сантехник, наша уборщица, наш дворник, то мы быстро поймем, что они тоже интересны и еще как.
Отсюда следует, что для того, чтобы делать что-то очень нужное людям, не обязательно что-то изобретать новое, оригинальное и пр.
Ведь людям в большинстве случаев нужен просто банальный хлеб изо дня в день.
Один из способов приносить пользу людям - это просто каждый день печь для них хлеб и варить картошку. И так 50 лет подряд. Каждый день только хлеб и картошку. Но это - нужно и это - заведомая польза людям.
А можно что-то придумывать для людей - рассказы, картины, дизайн интерьера и пр. Это будет чем оригинальней, тем интересней и успешней.
И чем интереснее придумываешь, чем оригинальней - тем больше интерес у людей.
Но здесь очень сильна проблема с пользой. Многие интересные рассказы, комиксы, фильмы и пр. очень даже не полезны. Порнография и выпивка очень кому-то интересны, и народ активно интересуется. Но это наносит вред людям.
То есть если печешь людям хлеб - это заведомая польза.
А если придумываешь что-то новое и интересное для людей, - рискуешь нанести вред, если твои придумки не полезны.
Итак:
1. Хлеб - нужен сильно и ежедневно. Но в ограниченном количестве. Кто делает хлеб - приносит заведомую пользу людям. Но часто делать хлеб 50 лет подряд не очень интересно.
2. Зрелища - тоже нужны сильно, если они интересны. И их количество неограниченно. Кто делает зрелища - рискует. Хорошие зрелища приносят пользу. Плохие зрелища - наносят огромный вред душе людей. И почему-то делать зрелища чаще всего всегда интересно.