Осенние прогулки по Павловску.

Oct 12, 2009 15:50

Осенние прогулки по Павловску.
Сейчас невозможно точно вспомнить, сколько лет назад я впервые познакомился с Павловском. Это было не 10 и не 15 лет назад. Возможно, что это было более 20 лет назад. И с тех пор я люблю этот парк самой страстной любовью.
24 фотографии с текстом:




1. Подходим к Большому дворцу по мостику с кентаврами. Это для меня не самый обычный путь. С древних времен я приходил в эти места с нижнего течения Славянки.
В далекой юности я заходил в парк либо с главного входа, либо через различные калитки в «левой части парка» если смотреть от главного входа.



2. Большой дворец. Вид со стороны Славянки. Из всех дворцов Санкт-Петербурга именно этот дворец мне кажется наиболее уютным и привлекательным. У него удивительное свойство - когда ходишь по нему, то совершенно не устаешь.



3. «Редкие снимки». Большой дворец обычно снимают в солнечную погоду. А здесь много луж.




4. Памятник Павлу I. Мне всегда казалось, что он чем-то похож на памятник возле Гатчинского дворца. Пока я не прочитал, что это точная копия:) Так что у нас два одинаковых памятника Павлу I.
Во время войны памятник Павлу I не был закопан в тайник, но немцы, похоже, оберегали его. Памятник не получил ни малейших повреждений. Не были повреждены только этот памятник и памятник Марии Федоровне - павильон Росси. Считается, что немцы оберегали памятники наших «немецких» царей и цариц.




5. В самом дворце фотографировать неудобно. Вспышки запрещены. Да и фотографии можно посмотреть официальные. Как главную достопримечательность следует отметить виды из окна. Виды из окна - как живые картины.




6. Это туалетный набор из севрского фарфора. Подарок Марии Федоровне. Мария Федоровна была настолько экономна, что никогда не пользовалась этим своим подарком, потому что он был «слишком дорогой».
Мария Федоровна до 17 лет воспитывалась в Германии, и заложенные воспитанием принципы остались у нее навсегда.
Как нам в России не хватает тех неизвестных воспитателей, которые воспитали Марию Федоровну. Помимо умения экономно вести хозяйство, у нее было еще очень много достоинств.
Всего у Марии Федоровны было 10 детей, и она их всех воспитала и поставила на ноги. Она родила двух императоров, и три дочери стали королевами. Кажется, голландская принцесса Беатрикс правнучка Марии Федоровны.




7. Этот огромный зал хорошо запоминается. Я помню его с самых первых посещений дворца. У него плоский потолок, но расписан так, что создается впечатление высокого купола.
Какое значение люли придают тому, чтобы обмануть:) Потолок ровный, но должно казаться, что там купол. Есть во дворце еще одна галерея, куда не пускают из-за реставрации. Там на стене хорошо нарисован выход так, что даже какая-то фрейлина что-то себе там повредила, попытавшись там выйти. Что даже какая-то собачка там из-за этого чуть не разбилась о стену. Может так из таксы там получился бульдог? :)
Кстати, на третьем этаже тоже есть небольшая столовая, но совершенно без окон.
Под этим залом находится ныне действующий ресторан. Говорят, там владелец настоящий голландец и цены кусаются. Судя по тому, что движения публики там заметно не было, то, наверное, голландцу это приходится компенсировать повышенными ценами.



8. Дворцовая церковь.
Помню, что она давно была открыта для экскурсантов. А сейчас в этой церкви идут и богослужения. Как раз по воскресеньям. Мы заходили, еще в воздухе витал запах ладана.



9. Это вид дворца сзади. В той части, где пока идет реставрация. Рассказывают, что тут уже была проведена реставрация, но некачественно. Теперь все приходится переделывать заново.

А недавно к ним приезжал Д.А.Медведев. Пообещал помощь в реставрации. Многие президенты обещали многое Павловскому дворцу. Но Д.А. Медведев все-таки внушает больше надежд.
Оказывается (я этого не знал) мама у Д.А.Медведева работала когда-то сотрудником Павловского музея. И сам Д.А.Медведев маленьким посещал Павловск, и у него сохранились самые замечательные воспоминания.
У меня, например, с давних пор такие теплые чувства к Павловску, что если бы я был Президентом, то Павловск бы занят был только проблемами типа: а что бы еще такого восстановить исторически верного с учетом неограниченности финансирования.



10. Собственный садик. В Гатчинском парке есть такой же садик по названию, но другой по планировке.
Этот садик создан совершенно не в «павловском» стиле, это французский регулярный стиль, то, что мне лично совершенно не нравится в общем. Но этот конкретный садик довольно уютный, особенно если сделать скидку на осенюю пору.




11. Украшение садика и его главная достопримечательность - скульптура «Три грации».



12. Говорят, скульптура выточена из цельного куска мрамора. Но, наверное, это условно был один кусок. На вид, все-таки кажется, что каждую фигурку делали из отдельной части.



13. Вид от Трех граций. За колоннами - это уже территория за оградой парка. Я часто любил бывать в самом парке, но практически не знаю города.
Хотя у меня в Павловске живут старинные друзья, у которых тоже мама работала в музее Павловска.
Но так получилось, что я в юности больше исследовал противоположные края парка, чем территорию возле Большого дворца.



14. За террасой парк заканчивается. Ограда парка долго идет вдоль шоссе. Потом поворачивает налево и проходит возле небольшой деревеньки из нескольких домов (кажется д.Глинка). На этом участке граница парка одновременно является и границей города Павловск и границе Санкт-Петербурга и области. То есть, эта деревенька Глинка (то что справа от дороги) лежит уже в Ленобласти.
Для меня всегда эта деревенька была «концом света». Хотя в парке есть отдельный монумент «конец света», на том месте, где когда-то заканчивался парк:)
До этой деревеньки по парку ведет очень прямая длинная аллея. Кажется, что конец этой аллеи - это уже конец известной цивилизации. И когда выходишь по этой аллее из обветшавших дальних ворот парка, то с удивлением обнаруживаешь, что там в этой деревеньке тоже есть люди. И они про себя не думают, что они живут на краю света.




15. Чугунная беседка, примыкающая к дворцу.




16. Чудесный фонарь (если его можно так назвать). Часть кабинета Марии Федоровны, выходящая в сад. Она очень любила это свой кабинет.
Надо еще понимать, что Мария Федоровна каждый день вставала в 6 утра. Всегда утром отправлялась на прогулку, всегда верхом, за исключением последних своих нескольких лет. И она много работала, вела хозяйство.
Даже работала на токарном станке. Вытачивала ночки для столика из слоновой кости.




17. Вид от дворца на реку Славянку.



18. Долина реки Славянки. Мне всегда нравилось даже это само название - «долина реки». Но меня всегда удивляло, что окрестности этого ручейка, называются «долиной реки».
Сложно поверить, но она когда-то была судоходной. А сейчас в летние месяцы ее можно перейти вброд, сняв ботинки. Но не здесь, где много прудов, а ниже по течению, где она похожа на маленький ручеек.



19. Подходим к Храму Дружбы по берегу реки.




20. Итальянская лестница. Была сильно разрушена в годы войны. Туда, говорят, угодил первый снаряд.
Для меня эта лестница - это знакомый с юности единственный путь к Большому Дворцу. Уже позже я стал предпочитать подходить ко дворцу через молочню по верху.




21. Старинный дуб. Говорят его сажала еще Марья Федоровна.
Была разбита целая роща деревьев родных и близких. В честь рождения детей высаживали дерево. Но много деревьев погибло во время войны.
Этот дуб даже наделяют чудодейственной силой. Тем хуже для него:). Посетители пытаются от него оторвать хоть кусочек коры или еще чего-нибудь на память.




22. Дорожка вверх к «молочне» «Аполлону Мусагету» и пр.
Я редко ходил по этой дорожке, но всегда видел ее. Чаще всего я видел ее сверху, рассматривая Храм Дружбы.




23. Храм Дружбы. Знаменитейшее здание Павловского парка.
Во-первых, здание было построено одним из первых. В знак примирения Павла (тогда еще не императора) с его матерью. Невестка всеми силами сглаживала нелюбовь матери и сына. Храм Дружбы - один из результатов этих усилий.
Храм Дружбы, сколько его помню, а это более 20 лет, всегда был в более-менее приличном состоянии. А на сегодня его совсем недавно отреставрировали на деньги какого-то банка. Причем экскурсовод даже не вспомнила названия банка. Вот уж воистину бескорыстная помощь:) И никогда, сколько раз я видел этот Храм Дружбы, никогда я не видел его открытым. А здесь, оказывается, бывают летом выставки.




24. Павильон Росси. Или памятник Марии Федоровне.
Со времен моей юности этот павильон называли павильоном России. И только относительно недавно я узнал, что там вовсе не статуя греческой богини, а памятник Марии Фодоровне. Экскурсовод сказала, что в советские времена об этом им не разрешалось напоминать. И даже были установлены нормы на использование слов имперетор и имперетрица, не более столько-то раз за экскурсию.

На этом пока закончим рассказ об экскурсии по Павловску. Хотя удалось рассказать даже не десятую часть того, что хотел бы рассказать я. И уж, наверное, не более тясячной части того, что нужно было бы рассказать о Павловске вообще.
Надеюсь, мы еще сюда вернемся в наших путешествиях.

Некоторые дополнительные материалы:

Павел I вторично женился в 1776 году на семнадцатилетней Софии-Доротее-Августе фон Вюртемберг, после православного крещения - Марии Федоровне.

12 декабря 1777 года, Мария Федоровна в трудных родах подарила Павлу сына Александра.
Екатерина II в честь рождения внука подарила сыну триста шестьдесят две десятины земли с лесами, пашнями и двумя деревнями с крестьянами в шести километрах от Царского Села, на берегах реки Славянки. В то время там были охотничьи угодья.
В процессе формирования Павловского парка можно выделить три периода. Первый период длился неполных десять лет и был связан в первую очередь с именем архитектора Чарльза Камерона, который является автором композиционного решения Павловского парка. Именно по его плану были проложены главные дороги, аллеи и тропинки парка, выделены места для рощ и полян, сооружены мосты через реку Славянку.
Камерон работал над планировкой и оформлением Центрального района парка, спроектировал множество парковых сооружений, таких как Храм Дружбы, Вольер, Молочня и Колоннада Аполлона, и руководил работами по их возведению. Также по проекту Камерона был воздвигнут Обелиск в честь основания Павловска и заложены основы планировки районов Большая звезда и Белая береза.
Архитектором, работавшим над Павловским парком во второй период его истории, был итальянец Винченцо Бренна. Им были созданы удивительные по красоте и своеобразию районы парка - Старая Сильвия и Новая Сильвия. Бренна работал также над Центральным районом, где им был распланирован участок Больших кругов, украшенный мраморной скульптурой и цветочными бордюрами. По проекту Бренны была построена большая каменная лестница, получившая название Итальянской, и оформлены оба берега реки Славянки от Висконтиева моста до Пиль-башенного моста.
При Бренне в Павловском парке появились павильон «Пиль-башня», Руинный каскад и лесенки, ведущие к нему, трельяж и мост у северного корпуса дворца, мост с кентаврами, Каменная лестница, спускающаяся к Мариентальскому пруду, и многие другие сооружения, сделавшие пейзажи парка более поэтичными.
Третий период стал самым значительным в истории парка, он занимает почти всю первую четверть 19 века. В это время в парке работали три крупнейших мастера - архитекторы Воронихин и Росси, и художник-декоратор Гонзаго. Именно благодаря их усилиям художественный образ Павловского парка был завершен.
Гонзаго занимался планировкой и объемной компоновкой парковых пейзажей, по его проектам были созданы такие районы парка, как Белая береза и Парадное поле, а также Долина прудов, органично вошедшая в район Большой звезды.
Под руководством Воронихина и Росси были построены мосты через реку Славянку - Висконтиев, Пиль-башенный и Чугунный. Также ими был создан Розовый павильон и «зеленые интерьеры» в парке, такие как Воздушный театр, Турецкая беседка и прочие композиции из природного материала.

-
Previous post Next post
Up