Сегодня я закончил читать детектив, написанный коллективом из двух шведов Пера Валё и Мая Шеваль "Рейс на эшафот".
В общем-то я не любитель детективного жанра, однако решил прочитать в связи с другим произведением шведской литературы - "Девушка с татуировкой дракона". И всё-таки шведы интересные писатели, хоть и отчасти наши соседи, но не известны нам.
"рейс на эшафот" довольно старое произведение, и преступление банальное: в такой же мерзкий, дождливый вечер, как сегодня, на окраине Стокгольма в автобусе некто расстреливает всех пассажиров и водителя. Не оставляя следов и улик преступник скрывается и неясно: сумасшедший он, или у него была определенная цель?
Также как и сюжет меня заинтересовало несколько выводов авторов.
В любом обществе существует скрытая ненависть к полиции. Нужен только какой-нибудь импульс, чтобы она стала явной.
А почему так происходит?
Потому, что полиция - это зло, однако зло, без которого нельзя обойтись. Все люди, даже профессиональные преступники, знают, что могут оказаться в такой ситуации, когда полиция будет их единственным спасением. Когда вор просыпается ночью оттого, что кто-то хозяйничает в его подвале, что он будет делать? Конечно же, позвонит в полицию. Однако поскольку такие ситуации бывают нечасто, то большинство людей испытывают либо страх, либо презрение, когда полиция вмешивается в их личную жизнь или нарушает их покой. В дополнение к другим неприятностям, мы (полицейские) должны считать себя необходимым злом.
Второй вывод, речь в котором идёт о мегаполисе, в данном случае столице Швеции Стокгольме. В качестве примера я приведу отрывок разговора детектива из другого города Швеции, направленного для помощи следствию, с иностранцем, который живёт и работает в дали от своей родины.
- Швеция - плохая страна. Стокгольм - плохой город. Сплошной шум, наркотики, воры, алкоголь.
Нордин ничего не ответил, потому что был полностью согласен с мнением насчет Стокгольма.
- Здесь скверно, - продолжил швейцарец. - Ну, разве что иностранцу легко заработать. Остальное безнадежно. Я живу в одной комнате еще с тремя такими же, как я. Плачу четыреста крон в месяц. Это настоящий грабеж, просто свинство. Потому что нет квартир. Только богатеи и преступники могут ходить в рестораны, есть.
Нордин покачал головой.
- Ты видел только Стокгольм, Хорст. Жаль.
Ничем не напоминает Москву нашего времени с приезжими работниками и горожанами, ненавидящими свой город и свои жизни? Для меня параллели очевидны.
Немного о достижениях книги:
В 1971 году за этот роман Май Шёвалль и Пер Валё получили премию «Эдгар» как за лучший роман криминального жанра.
В 1995 году этот роман занял 2-е место в категории «романов, в котором реалистично изображается работа полиции» из списка «100 лучших романов криминального жанра» ассоциации «Детективные писатели Америки».
В 1973 году роман был экранизирован в США, действие перенесено из Швеции в Сан-Франциско.
И на затравку интересный факт, которого я не знал до прочтения "Рейса на эшафот"
«Рено CV-4». Порше нарисовал эту модель, когда французы держали его в тюрьме как военного преступника. Закрыли его в заводской проходной. Он сидел и рисовал. Потом его, естественно, выпустили, а французы заработали миллионы на этом автомобиле
Posted via
LiveJournal app for iPad.