Маршрут №40/2016 (25.12.2016): дол.р.Абин (т/б "Сосновая Роща") - г. Маслова - г. Вышка - Поляна Смерти - Шапсугская (подворье "В гостях у Натальи") (12,4 км, набор высоты 285 м, сброс высоты 275 м)
Трек:
http://caucasia.ru/site/track/1433 или
http://www.gpsies.comМаршрут по местам жесточайших боев в январе - марте 1943 года.
На волне успешного окружения немецких войск под Сталинградом, командарм 47-й армии генерал-лейтенант Камков решил устроить противнику "Кавказский Сталинград" и утверждает сомнительный боевой приказ: силами 103-й отдельной курсантской стрелковой бригады (в состав которой также входили морские пехотинцы, штрафные батальоны, батальон автоматчиков и танковый батальон!?) выдвинуться из района ст. Шапсугская, прорвать оборону немцев в районе высоты (урочища) Скаженная Баба - щель Памятниковая и с ходу овладеть станицами Абинская и Крымская, отрезав, таким образом, немцам выход на Тамань к переправе.
Инициатором "прорыва с ходу" был комбриг Гадалин, которого, по слухам, чаще видели "под хмельком". Нашим войскам неизвестны были ни очертания переднего края, ни глубина обороны противника. Разведку не проводили, командование посчитало это излишним и даже вредным. Известно только, что обороняется 3-я гвардейская румынская егерская горно-стрелковая дивизия, как говорил Гадалин: "Вшивые румыны". Осенью 1942 года под Абинской румынская горнострелковая дивизия была наголову разгромлена нашими войсками, и командование считало, что румыны не заслуживают того, чтобы ими серьезно заниматься. Но никто не учитывал, что за несколько месяцев противник создал на высотах сильную глубоко эшелонированную оборону. Обширные минные поля, система взаимоподдерживающих пулеметных дзотов с траншеями полного профиля в сочетании с лесными завалами и проволочными заграждениями представляли серьезное препятствие для наступающих.
В 11:30 10 января 1943 года наши войска начали артподготовку. Стреляли вслепую, по площадям. Когда в 12:00 началась атака, поняли, что противника там, куда ложились снаряды, попросту не было. А потом наши передовые подразделения попали на наши же минные поля, установленные в сентябре 42-го во время отступления, но плана минных полей и заграждений нет! Десятки бойцов подорвались на противопехотных минах, но командование считает, что оборона противника прорвана, и приказывает: "Быстрее вперед!"
Дальше наши подразделения натолкнулись на минные поля противника. От рубежа атаки до переднего края обороны румын пришлось пройти около 2-х километров. Причем эти 2 км "воевали" только с раскисшей грязью, колючим кустарником и собственными минами. Ни о какой внезапности не могло быть и речи. Атака захлебнулась. Противник начал методично уничтожать наспех окопавшихся наших бойцов из всех видов стрелкового оружия и минометов. А тут еще ночью ударили 15-градусные морозы. В результате около 300 раненых замерзли насмерть. Последующие трехдневные попытки пробиться были безрезультатными. Наши потери исчислялись сотнями.
20 января было назначено новое наступление. И снова атака закончилась неудачей. Снова погибло много людей. Бригада уже наполовину не существует. Неудача второго наступления не на шутку встревожила армейское начальство. Армейская прокуратура начала вести следствие, в результате сняли комбрига Гадалина и вместо него назначили подполковника Ермакова, тоже кавалериста и тоже запойного пьяницу.
10 февраля - новая атака. Тот же результат. Никто из дивизий 47-й армии не смог пробиться вперед. После этого сняли Ермакова и назначили подполковника Лисинова, человека рассудительного и хорошего командира. Только 26 февраля, курсанты прорвали оборону противника и вырвались из лесных трущоб на оперативный простор. 20 марта взяли станицу Ахтырскую, а 23 марта, после упорных боев захватив станицу Абинскую, подошли к Крымской.
Вот такая в чём-то героическая, а в чём-то и неприглядная история. А что же произошло дальше? Более полувека пролежали тысячи останков советских бойцов в земле. По словам лесников и охотников лес в районе урочища Скаженная Баба был усыпан костями. Немцы и румыны собрали и захоронили своих погибших в том же 1943 году. Но нашим властям было выгоднее иметь пропавших без вести, чтобы не выплачивать пенсии родственникам погибших.
И только с 1996 группы поисковиков (в первую очередь отряд "Юг") начали методично из года в год проводить раскопки в районе Поляны Смерти и ближайших окрестностях от горы Маслова до горы Вышка и ручья Карасу-базар. Дальнейшие захоронения воинов производились в Абинске, на мемориале Победы, и братских могилах в поселках Саук-Дере и Нижнебаканский. В общей сложности удалось захоронить с воинскими почестями около 1000 погибших советских бойцов. Очищая территорию, поисковики «Юга» каждый год передавали по акту сапёрам из Анапского гарнизона от 60 до 80 единиц взрывоопасных предметов, для дальнейшего уничтожения. Но взрывоопасных предметов в этих местах еще достаточно. Последний случай подрыва со смертельным исходом произошел в феврале 2000 года.
Это описание подготовлено по материалам публикаций Сергея Ростовского, поисковика ККПОО "ЮГ" (сейчас уже ККПОО "Кавказ"), научного сотрудника краеведческого музея г. Крымска.
Наш маршрут был незатейливый. Подъехали на попутках по долине Абина к большой поляне (с "дубом Лермонова") перед т/б "Сосновая роща". Дальше поднялись на гору Маслова, попытались найти памятник на месте падения самолета ДБ-3Ф в годы ВОВ (известно, что пилот попал в плен, остальной экипаж погиб). Но памятник искали не на том отроге - координаты памятника узнали после маршрута. Потом через гору Вышка по дороге вышли к мемориалу на Поляне Смерти (под ЛЭП). В Шапсугскую возвратились по кратчайшему пути - через Вышку и далее по водоразделу щелей Каменной и Памятниковой. Спустились к кресту у въезда в станицу Шапсугскую и как раз успели на рейсовый автобус до Абинска.
Авторы - Елена Алешичева, Игорь Бутвин.