Маршрут №40 (22-23.11.2014): Возрождение - р.Ачибс (Мягкая щель) - г.Шахан - хр.Коцехур - г."Обзорная" - р.Абин - хр.Абин - Новый (35,4 км.)
Трек:
http://caucasia.ru или
http://www.gpsies.com
Этим маршрутом мы закрыли еще одно "белое пятно" в истоках Абина. Впервые спустились по одному из северных отрогов хр.Коцехур от выс.747 и прошли не пройденный ранее участок р.Абин Мокрая между 4-м и 5-м притоками.
У нас остался всего один не исследованный участок р.Абин между 2-м и 3-м притоками (см. подробную карту). Запланируем в будущих маршрутах.
К начальной точке маршрута пос.Возрождение добирались традиционным для нас способом. До Новороссийска (от ст.Кубань) - ночная электричка (3:12 - 6:37). Переезд/переход с ж/д вокзала на автовокзал в Новороссе. Еле успели на автобус до Джанхота - для нас он удобный, т.к. идет до старой автостанции (7:15 - 8:15/8:20/ по расписанию). В Геленджике резко пересели в уже отъезжающий автобус на Возрождение - Геленджик-Пшада на 8:20. Если бы не успели - следующий автобус на Возрождение в 9:15.
В 8:45 мы уже вышли на первой остановке в пос.Возрождение. Вернулись 200 м назад к мосту через реку Ачибс - начальной точке нашего пешего маршрута. Сначала посетили известный дольмен "Здоровье" (Лит). К торцу дольмена примыкает местное кладбище. Перекусили на лавочках возле дольмена и в путь.
Долина реки Ачибс (или Мягкая щель) насквозь коммерциализирована, также как и соседняя долина Жане. В туристский сезон по ней просто так не пройдешь, наверное придется идти через кассу. Экстрим-парк развлечений "Паук", конные маршруты, кафе для туристов - чего тут только нет. Но сейчас конечно все закрыто, поэтому прошли мимо всех "развлечений" не задерживаясь. В месте, где сливаются 2 основных истока Ачибса (Правая и Левая Мягкая щель), сразу за мостом тройная развилка. Наша дорога посередине, прямо вверх по старой "хуторской" дороге. После недолгих краеведческих изысканий выяснилось, что эту дорогу построили уже после ВОВ, возможно в конце 40-х годов прошлого века. Судя по плавности набора высоты (три серии очень широких серпантинов - "тещиных языков") и узости дороги, она построена для подвод. Или какой там был популярный вид транспорта в те времена у жителей Коцехура (Лысых гор)? Дело в том, что хребет Коцехур был густо заселен - насчитывалось 12 хуторов (Жане, Тхаб, Молдаванка), которые входили в Лысогорский район. Для этих жителей и построили дорогу. Условно ее назовем "хуторской", чтобы не путать с соседней "военной". Последняя - более современная дорога, построена в 80-х годах в основном для нужд аэронавигации геленджикского аэропорта. Но так-как ее строили военнослужащие, дорогу чаще называют "военной".
Мы умышленно постарались пройти все серпантины старой дороги (чтобы записать полный трек "старой хуторской дороги"), хотя во многих местах есть срезки. В самой верхней части, при выходе на хребет слева от г. Шахан, в полной мере почувствовали штормовой ветер - бора', который свирепствовал в тот же день на хр.Маркотх - официально передали, что порывы ветра достигали 47 м/сек. При выходе на седловинку в гребне, рядом с Шаханом, мы попали в настоящую "аэродинамическую трубу". Ветер был такой силы, что не только стоять, но и ползти не было никакой возможности. Мы прикинули, что скорость ветра была в этом месте 40-50 м/сек. Пришлось ретироваться и обойти "аэродинамическую трубу" по кромке леса. Через 400м. вышли на тот-же гребень севернее Шахана. К нашему удивлению здесь ветер был умеренно сильный - даже не сдувал. А когда пошли уже вдоль Коцехура, ветер стал просто умеренным и нам не мешал вовсе.
В Абин решили спускаться по отрогу - водоразделу между 4-м и 5-м притоками Абина. Удивительно, но первые 700 м. траверса по отрогу, мы шли по дороге-волоку до лесистой вершинки ~760 м. В конце дороги было что-то типа охотничьей засидки. Дальше отрог стал резко терять высоту, но какая-то звериная тропка шла постоянно. Так мы вышли к основной цели нашего сегодняшнего маршрута - скально-луговой вершине "Обзорной" (название наше). С нее открывались неожиданно шикарные виды почти на 360 градусов. Лишь строго на север склон зарос лесом, ограничив обзор. В Абин спустились по левому отрогу к устью 5-го притока Абина. Здесь оказалась удобная ровная чистая площадка для лагеря. Судя по старому чайнику на ветке - эта стоянка посещается.
Вечером - костер, шашлык, глинтвейн. В общем ничего необычного... Утром заметили, что вода в котелка покрылась тонкой коркой льда. Значит слабый мороз был.
Собрались и пошли вверх по руслу реки Абин Мокрая (на картах 6-й приток подписан как "Абин Сухая"). По пути прошли две невысокие водопадные ступени с большими глубокими ваннами. Водопады обходятся слева по ходу вверх, т.е по орографически правому борту. Дошли до знакомого нам устья 4-го притока Абина. Чуть дальше устья с правого борта, со стороны хр.Абин один из притоков впадает в основную реку узким скальным каньоном. Мы этот каньон заприметили еще в феврале 2013 года. В этот раз решили его пройти.
Каньон "Труба" (наше название) оказался крутым, но вполне проходимым, даже с рюкзаками. Удобные скальные ступеньки на всем протяжении каньона - протяженность 150-200 м. Выше скального участка - обычная, заваленная стволами глубокая балка. Поэтому ушли влево по ходу на гребень и по нему стали подниматься на хребет Абин. Примерно в середине склона наш гребень пересекла старая лесовозная дорога. Мы воспользовались ей, чтобы перейти на соседний, более удобный для подъема гребень.
Сам гребень хребта Абин умеренно крутой с многочисленными выходами скал. Но каких-то открытых панорамных точек на хребте нет. Спустившись на широкую седловину с мелким молодым лесом, вышли на лесовозную дорогу, пересекающую хр.Абин с юга на север. В сторону Мингрелки дорога идет по северному отрогу хр.Абин. Реку Мингрелку просто переступили - сейчас самый засушливый сезон. Отсюда до пос.Нового идет известная дорога через невысокие хребты и спускается в долину Малого Хабля. Многочисленные броды через эту речку также сейчас проходятся без проблем.
Из Нового мы планировали уехать на последнем рейсовом автобусе в 17:50. Но пришли за час раньше. Мерзнуть не хотелось, поэтому уехали на попутке - "голосовали" всего 2 минуты. И из Холмского уехали почти сразу на попутке, поэтому дома оказались неожиданно рано.
Авторы - Елена Алешичева, Игорь Бутвин