Что было раньше: курица или яйцо? Ответ: Раньше было всё - и курица, и яйцо. Это анекдот советских времен о проблеме дефицита товаров. Но ведь раньше что-то было лучше. Не может же быть так, чтобы решительно ничего. Конечно же было! Например, воздух в городах был чище, потому как за продукцией АвтоВАЗа была очередь на три года вперед, и иномарок тогда почти не было, а сейчас пробки из этих самых иномарок.
Ну и конечно же прекрасная советская система среднего образования, о которой не говорит только ленивый. «Верните советское образование» - требуют как те, кто в свое время учился в школе до эпохи ЕГЭ, так и после. Правда, навскидку не понятно, чем же старая школа принципиально отличалась от нынешней. Предметы практически те же самые, учебные часы такие же, наполняемость классов существенно не поменялась. Урок длится те же 45 минут, доска, мел, тряпка. Чего возвращать-то, спрашивается. Может доски интерактивные из школ убрать, компьютеры, видеокамеры, охрану на входе, чтобы было как раньше?
Но ведь раньше школьники понимали предмет, умели думать, а сейчас их просто натаскивают на ЕГЭ. Действительно, количество двоек на выпускных экзаменах было очень мало, порядка 0,02%. Одна двойка на 5000 человеко-экзаменов. В 2008 году в Москве впервые прошел массовый ЕГЭ по математике: двоек - 20%, т.е. в тысячу раз больше. Ну не может такого быть, чтобы школьник, который якобы умел решать что-то продвинутое, не мог ответить на несколько простейших вопросов части «A», дабы просто пройти порог. Такого быть не может никогда! Выходит, достаточно было организовать объективную и независимую массовую проверку знаний школьников по единым критериям, как от потемкинских деревень каких-то успехов дореформенного образования не останется и следа.
После этого начинаешь подозревать, что утверждение о более высоком качестве советского образования не основано на фактологическом материале, а есть просто мнение его сторонников и ничего больше.
В то время такого инструмента как ЕГЭ не было, потому и сравнить проблематично. Несмотря на это, можно хотя бы на какой-то ограниченной статистике локально оценить подготовку советских школьников. Например, небольшой фрагмент из книжки Виктора Шаталова, который ценен тем, что это фактология, а не просто оценочное суждение.
«... сначала несколько задач по геометрии из учебника А. В. Погорелова, предложенных автором учащимся VI класса.
№ 41."Постройте треугольник, если заданы сторона, прилежащий к ней угол и сумма двух других сторон".
№ 42. "Постройте треугольник, если заданы сторона, прилежащий к ней угол и разность двух других сторон".
№ 44. "Постройте треугольник по стороне, противолежащему ей углу и высоте, проведённой из вер-шины этого угла".
№ 542. "Как построить касательную к двум окружностям?" (Имеется в виду два случая: построение общей внешней касательной и построение общей внутренней касательной.)
Итак, 5 задач из курса VI класса. В 1988 г. они были предложены тысяче учителей математики из раз-ных городов, и республик страны. 5 тысяч возможных решений могло быть получено. Итог: 5 человек решили по одной задаче и один (!) учитель решил все 5 задач; 10 решений из 5000. Два промилле результативности! Все пять задач решил учитель математики из Тбилиси Л. Штейнгарц».
Вот такие вот невеликие знания у советских учителей математики как-то косвенно могут говорить и о знаниях общей массы школьников.
Другой пример можно найти в журнале "Математика в школе" №4 1961 г,
Итак письменная работа состоит из трех задачек. Первая задачка соответствует 14-ой задачке ЕГЭ, вторая -- чему-то из 1-ой части, и третья -- 13-ой. Если оценивать в первичных баллах ЕГЭ, получается где-то 5 очков. Как видно, это весьма простая работа, на выполнение которой вполне хватит от 40 до 60 минут.
И как же абитуриенты справились с этой работой. Пятерок нет, четверок - 12, троек - 51, двоек - 62. Правда, непонятно о каком факультете педвуза идет речь. Судя по тому, что есть еще и устный экзамен, это физмат. Получается и в те годы уровень абитуриентов педвузов был невысок.
Несомненно одно: набирающие 16 очков ЕГЭ из 32 возможных должны справиться с этими задачками.