На днях были два случая в один день. Треш и угар по полной. Сначала, утром зашли к нам бабушка с двумя детьми. Мальчик сразу взял книжку об одной знаменитой игре, путеводитель и бабушка ему разрешила купить. А вот младшей девочке не позволили... Бабушка сначала заявила, что она плохо читает. На этот случай я дала девочке книжку с которой дети рассчитываются. Бабушке это не понравилось, хотя у девочки глазки загорелись. В общем, бабушка уговорила девочку не брать книжку, а взамен, взяла ей игрушку, которая стоила вдвое дороже (до этого на цену смотрела). Мне печально, когда родители отговаривают ребёнка от книги и берут что-то другое, но ладно, тут хотя бы все согласились на альтернативу.
Вечером этого же дня в магазин зашли мама, бабушка и мальчик. Пока мама и бабушка, не глядя на ребёнка, что-то рассматривали, ребёнок взял энциклопедию про собак и пытался показать это родителям. Они отмахнулись. Я дала ребёнку очень хорошую книжку издательства Самокат "Пулик". Про собаку, которая потерялась, но нашла много друзей среди собак и кота, с чудесными акварельными иллюстрациями. Мальчик засиял от счастья, кажется он нашёл то, что ему нужно было, но что случилось потом, я от этого просто в шоке была... Мальчик устал и я предложила ему сесть в углу на кресло. Над ним нависли мама с бабушкой и стали реально его третировать. Им не понравился выбор ребёнка, хотя мальчик твёрдо настоял на своём, то что он хочет именно эту книгу и точка. Бабушка и мама нависли над ребёнком так, что перекрыли выход, на повышенных тонах, минут десять спорили с ним, не предлагая альтернативу, не принимая его чувства. Просто загружали программу на будущее "ты не будешь же это читать". И ладно, когда спрашивают - будет читать ребёнок или нет, тут просто - ты не будешь читать и всё тут. В результате довели малыша до истерики, положили книгу на место и со словами " Ты чего такой истеричный? " Вывели из магазина.
Я представила себя на месте мальчика. Захотела бы я вообще потом читать после этого? Нет. Я бы на книги потом смотреть не смогла после такого. Введение чёткой программы - ты не будешь читать, плюс закрепление негативных эмоций, связанных с книгой, как будто книга - это очень плохо. Не жалуйтесь потом, что ребёнок ничего не читает, а только в телефоне торчит. Конечно потом-то он пойдёт по пути наименьшего сопротивления.
Пишу я это потому что, я хочу чтобы хоть кто-то это прочитал и понял, что так делать не стоит. Книга прежде всего должна быть в удовольствие, тем более для ребёнка. Счастье, радость и тепло на душе может принести хорошо рассказанная история с красивыми иллюстрациями. Книга оставляет глубокий след в душе человека. Он потом всю жизнь её вспоминает. Но закреплённые негативные эмоции этого не дадут и негативная установка на будущее. Останется только тик ток в телефоне и бутылка спиртного.