Struktura krysztalu

Apr 20, 2011 21:16



Структура кристалла
Struktura krysztalu
1969
Польша
режиссер Кшиштоф Занусси
оператор Стефан Матыяшкевич

К съёмкам первой полнометражной картины польский режиссёр Кшиштоф Занусси приступил в возрасте 29-ти лет, когда он уже успел привлечь внимание своими короткометражками «Смерть провинциала», «Лицом к лицу» и «Зачёт». И в «Структуре кристалла» (очень точное оригинальное название напрасно было изменено в советском прокате на безликое «Размышление») содержатся чуть ли не все элементы «кинематографа Занусси». Будучи по первому образованию физиком, также отдав дань изучению философии в Ягеллонском университете в Кракове, этот новый мастер из третьего поколения польских постановщиков послевоенного периода, дебютировавших на рубеже 60-70-х годов, довольно быстро выдвинулся в лидеры и даже стал сопоставляться-противопоставляться по отношению к Анджею Вайде.И если Вайда чаще виделся романтиком или же певцом драматических и трагических событий в истории Польши, то Занусси воспринимался как интеллектуал-психолог. Хотя его герои представали людьми мятущимися, сомневающимися, заблуждающимися, ищущими самих себя и смысл своей жизни, они всё равно казались здравомыслящими, довольно рациональными в постижении основ бытия и способными преодолеть некий период «запутанности чувств», чтобы обрести необходимую истину всего сущего.

Потому так напряжённо вглядывается в окуляр телескопа Ян в «Структуре кристалла», пытаясь увидеть то, что вернёт его в состояние гармонии с самим собой, и стремится разгадать загадку жизни - эту самую «структуру кристалла» (одна из кристаллических структур на мгновение возникнет на экране, будто материализовавшийся образец того неуловимого, что непременно следует постичь). Ян, как впоследствии - целый ряд других персонажей Кшиштофа Занусси, оказывается перед искушением пойти на компромисс, согласиться на вроде бы незначительную сделку с собственной совестью, взамен получив материальное благополучие и признание коллег.

Искуситель предстаёт в облике бывшего однокурсника, преуспевающего физика Марека, который предлагает перспективную работу в городе. Он не может понять, что самоизоляция Яна на маленькой лесной метеостанции отнюдь не случайна. Этот поступок не означает отказ от борьбы и пассивность жизненной позиции. Всего лишь - временный уход, период поисков и размышлений (любопытно, что и исполнитель роли имел знаменательную фамилию Мыслович), которыми удобнее заниматься в уединении. Это время накопления сил, прихода в себя (особенно после случая в горах, что и вывело Яна из равновесия - кстати, сюжетный мотив занятия альпинизмом потом не раз будет использован в творчестве Занусси).

Важно и то, что мы всё время видим главного героя с книгой в руках. Книги окружают Яна, и в них он черпает мудрость. Вообще предпочитает идти вглубь даже самых отдалённых явлений (отсюда и метафора с телескопом, направленным в небо, но, по сути - вовнутрь души), а не скользить по поверхности, как Марек. В применении к Яну как раз была бы очень уместна цитата из Бориса Пастернака: «Во всём мне хочется дойти до самой сути». Он - из породы тех, кто своим пытливым умом, методом проб и ошибок непременно достигает состояния «иллюминации» (если воспользоваться замечательным названием чуть более поздней работы Кшиштофа Занусси), приобретая на этом пути познания абсолютно бесценный опыт.

film, thoughts..., information

Previous post Next post
Up