Структура кристалла
Struktura krysztalu
1969
Польша
режиссер Кшиштоф Занусси
оператор Стефан Матыяшкевич
К съёмкам первой полнометражной картины польский режиссёр Кшиштоф Занусси приступил в возрасте 29-ти лет, когда он уже успел привлечь внимание своими короткометражками «Смерть провинциала», «Лицом к лицу» и «Зачёт». И в «Структуре кристалла» (очень точное оригинальное название напрасно было изменено в советском прокате на безликое «Размышление») содержатся чуть ли не все элементы «кинематографа Занусси». Будучи по первому образованию физиком, также отдав дань изучению философии в Ягеллонском университете в Кракове, этот новый мастер из третьего поколения польских постановщиков послевоенного периода, дебютировавших на рубеже 60-70-х годов, довольно быстро выдвинулся в лидеры и даже стал сопоставляться-противопоставляться по отношению к Анджею Вайде.
И если Вайда чаще виделся романтиком или же певцом драматических и трагических событий в истории Польши, то Занусси воспринимался как интеллектуал-психолог. Хотя его герои представали людьми мятущимися, сомневающимися, заблуждающимися, ищущими самих себя и смысл своей жизни, они всё равно казались здравомыслящими, довольно рациональными в постижении основ бытия и способными преодолеть некий период «запутанности чувств», чтобы обрести необходимую истину всего сущего.
Потому так напряжённо вглядывается в окуляр телескопа Ян в «Структуре кристалла», пытаясь увидеть то, что вернёт его в состояние гармонии с самим собой, и стремится разгадать загадку жизни - эту самую «структуру кристалла» (одна из кристаллических структур на мгновение возникнет на экране, будто материализовавшийся образец того неуловимого, что непременно следует постичь). Ян, как впоследствии - целый ряд других персонажей Кшиштофа Занусси, оказывается перед искушением пойти на компромисс, согласиться на вроде бы незначительную сделку с собственной совестью, взамен получив материальное благополучие и признание коллег.
Искуситель предстаёт в облике бывшего однокурсника, преуспевающего физика Марека, который предлагает перспективную работу в городе. Он не может понять, что самоизоляция Яна на маленькой лесной метеостанции отнюдь не случайна. Этот поступок не означает отказ от борьбы и пассивность жизненной позиции. Всего лишь - временный уход, период поисков и размышлений (любопытно, что и исполнитель роли имел знаменательную фамилию Мыслович), которыми удобнее заниматься в уединении. Это время накопления сил, прихода в себя (особенно после случая в горах, что и вывело Яна из равновесия - кстати, сюжетный мотив занятия альпинизмом потом не раз будет использован в творчестве Занусси).
Важно и то, что мы всё время видим главного героя с книгой в руках. Книги окружают Яна, и в них он черпает мудрость. Вообще предпочитает идти вглубь даже самых отдалённых явлений (отсюда и метафора с телескопом, направленным в небо, но, по сути - вовнутрь души), а не скользить по поверхности, как Марек. В применении к Яну как раз была бы очень уместна цитата из Бориса Пастернака: «Во всём мне хочется дойти до самой сути». Он - из породы тех, кто своим пытливым умом, методом проб и ошибок непременно достигает состояния «иллюминации» (если воспользоваться замечательным названием чуть более поздней работы Кшиштофа Занусси), приобретая на этом пути познания абсолютно бесценный опыт.