САБЛЯ, ИЗЗУБРЕННАЯ ОБ ОКЕАН

Feb 28, 2023 19:51



Итак,

(а) "Хозяева медных гор" сегодня ушли в типографию. Недели через три начинаем рассылать. Стоимость 1500 руб. + пересылка. Тираж 500 экз. Всем, кто уже заказал, - 113 человек, - спасибо,  кто еще не заказал, - как и раньше, по адресу: katerinafz@yandex.ru (Екатерина Федоровна),

(б) если кому интересно, "Танго в багровых тонах" в Москве осталось 16 экз. Их можно посылать (уже) и в страны Запада, кроме всех англоязычных,  Балтии и Польши. На этот случай у меня лежат 2 экз., если кто-то из "не принимающих" хочется обзавестись,  пишите мне в личку ЖЖ,

(в) "На далекой Амазонке" (о Бразилии) уже в работе. Стоить будет 1200 руб. Выйдет прим. в конце мая, но ее пока не заказывайте. А еще, слаб человек, не могу не похвастаться - предисловие к "Хозяевам" согласился написать сам Александр Владимирович Харламенко, и вот оно:


Новая книга «латиноамериканского цикла» Льва Вершинина посвящена стране, географически отдаленной от России, но не чужой нашему народу. Бо-лее того: уже свыше полувека она выступает для нас, как и для Латинской Америки и даже всего мира, провозвестником и лабораторией исторических сдвигов, которые в дальнейшем затрагивают всех и каждого из нас, под какими бы параллелями и меридианами мы ни жили.

Для старших поколений Чили - родина первой попытки мирного пути социалистической революции, открыто провозглашенной в программе левой коалиции 1970 г., начавшейся избранием на пост президента Сальвадора Альенде, продолженной тремя годами правительств Народного единства, трагически переломленной переворотом 11 сентября 1973 г. и подытоженной всемирным движением солидарности с борцами против хунты Пиночета.

Для людей среднего поколения Чили - опытная площадка неолиберальных «реформ», во многом подготовивших триумфальное шествие «новых правых» от тэтчеровского Лондона и рейгановского Вашингтона до постперестроечной Москвы. Это и ярчайшее выражение «смены стереотипов» (как кое-кто пр-говаривался в 90-х гг.) с превращением команды Пиночета из символов фашистского зла в лубочные изображения капитанов «экономического чуда» и глухотой к попыткам компетентных людей показать упрямыми фактами, что король неолиберальной догмы гол. Остаточное действие неолиберальных мифов продолжается даже после того, как в самой Чили они были до основания потрясены невооруженным восстанием молодежи XXI века против навязанного ей наследия недоброго прошлого.

Надо сказать, что неравнодушие к Чили и двуполярный символизм восприятия этой страны, как правило, не базируются на сколько-нибудь глубоком знании ее исторического пути. Увы, мало кто следует подходу, хорошо выраженному Антонио Грамши: «Мы пришли издалека и пойдем далеко». Между тем без объективного знания прошлого не понять ни реальных истоков современных нам событий, ни их действительного значения.

Основное внимание автора книги сосредоточено на том периоде чилийской истории, который нашим соотечественникам наименее известен и в их поверхностном восприятии изобилует белыми и черными пятнами. Это - примерно вековая полоса жизни страны, начиная с достижения независимости от испанской короны в 1810-1818 гг. и кончая фнтамасгорическими событиями после конституционной реформой 1925 г.

Поставив перед собой нелегкую задачу исследовать terra incognita, Лев Вершинин раскрывает своеобразие условий, сложившихся ещё в колониальный период на узкой полоске земли между Андами и Тихим океаном (как он пишет, вдвое короче, чем на нынешней карте, на мой же взгляд - скорее втрое). Первоисток этого своеобразия - трехвековое положение «фронтира» между испанскими владениями и непокоренными землями индейцев-мапуче - красной нитью проходит через всю книгу, выгодно отличая ее от иных исторических трудов и актуализируя для дня сегодняшнего, когда проблема мапуче в Чили в очередной раз становится во весь рост.

Автором рельефно показаны истоки ранней консолидации чилийских «верхов» по отношению к внешнему миру, а также к социальным низам, издавна обозначаемым ими как rotos (в вольном переводе - «чернь»), и к «народу», охватывающему в традиционном чилийском восприятии преимущественно средние слои. Обособление и взаимовлияние этих трех социальных этажей при неуклонном упрочении господства «верхов» - сквозной мотив книги.

Трактовка автором Войны за независимость во многом отличается от позиции многих историков, долгое время считавшейся канонической. Разлом, прошедший через колониальное общество, он, возможно, впервые стремится показать во всей сложности и трагичности, избегая традиционно «черно-белой» идеализации одних и демонизации других.

С большим вниманием Лев Вершинин описывает периоды консервативной стабилизации молодого государства (1830-1850 гг.) и последующего либерально-консервативного компромисса, позволившие Чили раньше и полнее, чем другим странам региона, выйти на траекторию ускоренного капитали-стического развития. При этом он показывает, что рывок достигался во многом за счет Боливии и Перу, насильственно лишая соседей Чили самой возможности единства и прогрессивного развития. В книге беспощадно  описаны трагические перипетии войны 1836-1839 гг. против Боливийско-Перуанской конфедерации и Второй Тихоокеанской войны 1879-1883 гг., проливающие свет на истоки многих социально-политических коллизий между этими странами и внутри них вплоть до наших дней.

Наиболее актуальным из сюжетов книги сам автор считает попытку президента Х.М. Бальмаседы (1886-1891 гг.) путем создания мощного государственного сектора вывести Чили в ряды передовых стран с многоотраслевой экономикой и самостоя-тельным политическим курсом, внимательно рассматривая причины поражения правительства Бальмаседы в борьбе с монополистической корпорацией Норта, за которой стояла бездушная мощь Британской империи.

Учитывая предстоявшие в регионе и мире события, особенно важен тот факт, что попытка суверенного развития Чили была пресечена не прямой интервенцией, а косвенными методами подчинения стран периферии капиталистической системы ее метропольным центрам. В этом арсенале - финансово-экономический саботаж, игра на внутренних социально-классовых противоречиях и дезориентация политически неопытного рабочего движения, задействование связей иностранного капитала с имущими верхами страны, раскол ее силовых структур, создание псевдодемократического движения с параллельным центром власти. В подобной ситуации для сторонников суверенитета особенно важны возможности использования противоречий между странами-метрополиями, в 1891 г. оказавшиеся минимальными.

Развернутая в конце книги панорама последствий олигархического реванша - полного подчинения страны господству иностранного монополистического капитала (сначала британского, затем североамериканского), кровавого подавления протестов трудящихся, морально-политической деградации верхов - воспринимается как актуальное для народов предостережение.

Нельзя не отметить, что труд Льва Вершинина отличается удачным сочетанием «льда» экономико-социального анализа (заявленного уже в названии - «Хозяева медных гор») и «пламени» неравнодушного постижения психологически-личностного воплощения каждого из рассматриваемых периодов и событий. Со страниц книги встают полнокровные образы исторических деятелей во всей жизненной противоречивости, будь то чилийцы Хосе Мигель Каррера и Бернардо О’Хиггинс, Диего Порталес и Мануэль Монтт, Анибал Пинто и Хосе Ману-эль Бальмаседа; боливийцы Андрес де Санта Крус и Нарсисо Камперо; перуанцы Николас де Пьерола и Андрес Касерес, «индейский король» Антуан-Орли де Тунен (Орель I). Остается лишь пожалеть, что гораздо схематичнее, пунктиром обрисованы не менее заслуживающие ярких портретов лидеры чилийских левых, начиная с Мануэля Родригеса и Франсиско Бильбао и кончая Луисом Эмилио Рекабарреном.

Книга, с точки зрения фактов безупречно выверенная, написана живым популярным языком, без назидательности и наукообразия, с учетом особенностей восприятия сегодняшней читательской аудиторией. Хотя заголовки-клипы из советской истории, выражения из молодежного арго, непонятные немолодому латиноамериканисту и, наоборот, испаноязычные термины, понятные без комментария разве что профессионалу, подчас несколько утомляют.

Ещё одно соображение: автор, на мой взгляд, все-таки несколько «пережимает», видя основными «истоками» революций в первую очередь манипулирование народом сверху и извне. Согласен, что подобных моментов в истории хватает; согласен и с тем, что игнорирование этой реальности «черно-белой» историографией до добра не доводит. Но не стоит впадать и в противоположную крайность - рассматривая личности с их личностными и сословными мотивами, упускать из виду реальные интересы низов и средних слоев, побуждающие их в кризисных ситуациях вести себя так, а не иначе, что и определяет ход событий, в том числе, как правило, пределы возможностей любых манипуляторов.

Но все эти детали не могут изменить общего впечатления, в высшей степени положительного. Книга будет интересна и полезна всем, кто задается вопросом, «откуда есть пошла» не безразличная нам далекая земля, и по возможности извлечь уроки из полезного, хотя порой и горького опыта других. Хо-чется пожелать автору успеха в намеченном им исследовании «темных» мест истории других стран региона.

Александр Владимирович Харламенко,
ведущий научный сотрудник центра политических исследо-ваний Института Латинской Америки РАН

былое и думы, читальный зал, классика

Previous post Next post
Up