Комментарий ув. Амура Шанибова к предшествующей
"южнокавказской" теме сложно назвать позитивным, тем паче, что вероятность такой версии (т. е. "осознанного слива") весьма высока. Она с максимальной ясностью объясняет причины непрерывной цепи провалов и потерь Кремля в последние годы, а если отбросить её, придется признать, что в Кремле и около сидят сплошные дебилы, что практически невероятно, ибо дебилы столько времени не усидели бы. Впрочем,
полную ясность внесет развитие ситуации с Белоруссией, а пока Белоруссию не слили, можно все-таки исходить из того, что кремлевские мудрецы, упоенные своим величием, действительно, всего лишь недопонимают, к чему идет дело. И тут самое время обратить внимание на свежее заявление генерала армии Владимира Кулишова, руководителя пограничной службы ФСБ, сообщившего, что "
США стремятся поставить под сомнение территориальную целостность России".
Для ясности. Заявление это (и генерал этого не скрывает) связано с ноябрьским инцидентом прошлого года, когда «Джон Маккейн», эсминец US Navy, нарушил границу и покинул российские территориальные воды только после предупреждения о возможности применения силы. По мнению генерала, этот факт говорит о том, что "американская сторона не признаёт мотивированную позицию Москвы по статусу залива Петра Великого в Приморье", и давайте разберемся...
Вот этот самый залив Петра Великого. О стратегической и экономической важности его можно судить даже без цифр, просто взглянув на карту, - а суть вопроса заключается в том, что по законам РФ и международным нормам государственная граница в морских территориях определяется по внешней границе территориальных вод (примерно 12 морских миль), а все, что дальше (но не более 200 миль) - это уже всего лишь исключительная экономическая зона.
По этим признакам, как видим, американцы ничего не нарушали. Но в правиле есть исключение: т. н. "исторические заливы", -
морское пространство, углублённое в сухопутную территории государства, по историческим, географическим и оборонным причинам являющееся частью территориальных вод государства. В таких заливах отсутствует право мирного прохода и полностью действует суверенитет государства, которому принадлежит залив.
Иначе говоря, любое государство теоретически вправе в одностороннем порядке установить той или иной акватории, отвечающей признакам залива, такой статус на те самые 200 морских миль, а критерии, которые для этого необходимы, сформулированы полвека тому
Джорджем Барри: (а) государство должно владеть берегами залива; (б) государство, объявив о своём суверенитете, должно эффективно его поддерживать в течение длительного времени, то есть, подтвердив слово делом, и главное, (в) мировое сообщество, -
или по крайней мере другие заинтересованные государства, должны быть осведомлены и aquiescence, то есть принять его или вынужденно терпеть, не имея возможности реально изменить положение вещей (в точной оценке юристы расходятся). И вот исходя из этих критериев залив Петра Великого, согласно постановлению Совета Министров СССР, был 4.07.1957 признан историческим. На тот момент, большинство стран (включая КНР) признали этот статус, а некоторые (включая США) не признали, но были осведомлены и вынуждены
aquiescence, - на что специально указал в своей статье м-р Барри. Он считал "исторический" статус данного залива "спорным", - хотя и признавал правомочность его установления, - и подчеркивал, что если Штаты не согласны, им следует добиваться изменения данного статуса. До сих пор они этого ни в какой форме не делали, но вот, как видим, первый пробный шаг сделан и адекватно оценен в Москве. А чтобы понять полностью, давайте прибегнем к методу традукции, с привлечением более или менее точной аналогии.
Отношения Москвы с Пекином, начиная с 1689 года регулировались Нерчинским договором, согласно которому правый берег Амура, где располагалось маленькое маньчжурское княжество Хоу Цзинь, вассал Дома Цин, оставался за Китаем, а левый берег, куда маньчжуры ходили за данью, но своих чиновников не имели, стал собственностью России. При этом о большей части Приамурья (а о Приморье вообще) речи даже не шло, это по умолчанию был Китай.
Долгое время статус-кво никто не оспаривал: у России не было интересов на Дальнем Востоке, а Цинский Китай считался силой, с которой, при имевшемся соотношении сил, лучше не связываться. Но в сер. XIX века ситуация изменилась: у СПб появился "дальневосточный интерес", а китайский тигр, проигравший Первую Опиумную войну крошечной британской армии, оказался бумажным. Поэтому, в 1858-м, когда Цины с треском проиграли европеццам Вторую Опиумную,
СПб предложил Пекину пересмотреть договор, заключенный в Нерчинске, мотивируя свое предложение тем, что ситуация изменилась, а в Нерчинске о землях "до океана" не договорились, и только от Китая зависит, присоединится РИ к его врагам или нет. Это было классическое предложение, от которого нельзя отказаться, - и был заключен новый, Айгунский договор, по которому к РИ отошел весь левый берег Амура до устья, а Уссурийский край остался в общем владении.
На этом, однако, не кончилось. Началась Третья Опиумная, которую Китай проиграл англо-фрацузскому экспедиционному корпусу вовсе уж с треском, и РИ, на самом исходе боевых действий, присоединилась с переговорам Цинов с победителями в Пекине (1860), потребовав весь Уссурийский край на том основании, что ситуация опять изменилась, и если Пекин откажется, она установит свой суверенитет на Приморьем в одностороннем порядке. Естественно, Пекин не отказался.
Тут исторический экскурс завершаем. Естественно, любые аналогиии хромают, но регион тот же и типология та же: статус-кво между РИ и Пекином, в одностороннем порядке считавшим пост-нерчинское положение неизменным, держался только до тех пор, пока в СПб не сочли возможным в одностороннем порядке поставить ослабевшего соседа перед необходимостью править карты, - и у РИ было достаточно сил, чтобы принудить Китай принять ее решение, а у Китая не было сил помешать, -
и сейчас сценарий повторяется с пугающей точностью. Положение, созданное в 1957-м властями СССР, американцы не оспаривали (хотя и считали "спорным"), потому что были уверены: Москва даст достойный отпор. А теперь такой увереннсти нет, и стало быть, у Штатов нет никакой необходимости в aquiescence. Что, разумеется, не означает старта прямо сейчас, но, как видим, пробные камешки уже брошены, а сейчас, в контексте "белорусского сюжета", пришел момент истины: если РФ,
такая как есть,
и неважно, по какой причине, - сольет Белоруссию, она столь ясно покажет свою слабость, что процесс, несомненно рванет отовсюду. И тут, безусловно, нельзя не учитывать позицию Китая. Там, это не секрет, все (
и 1858, и 1860) помнят, но, на данный момент, поскольку действиями РФ в Тихоокеанском регионе (и вообще), в целом, удовлетворены, поддерживают Москву. Но "слив" Минска (если, не дай Бог) станет триггером, а о том, что в бухте Золотой Рог корабли US Navy не будут стоять никогда, я уже писал...