Китай - основной кредитор и главный инвестор Венесуэлы, развернувший там множество перспективных проектов. Поэтому Китай не заинтересован в резких метаморфозах Каракаса, и позиция Пекина (о Москве всерьез говорить не приходится), на данный момент, единственно существенный "фактор сдерживания", который учитывают США, а в еще больше степени их союзники.
Тем более интересен факт появления
большого интервью Хуана Гуаидо в китайской прессе. Вернее, конечно, в гонконгской: появление его в материковых СМИ было бы воспринято, как официальная точка зрения, а так политес соблюден -
South China Morning Post считается как бы "максимально самостоятельной", но ни для кого не секрет, что она является
своего рода "мостиком" между Пекином и Вашингтоном, а имя автора окончательно расставляет точки над ё: Стюарт Лю (Лау), биография которого и
послужной список говорят сами за себя, считается коммуникатором, в равной степени удобным как Дому с Холмом, так и Чжуннанхай. Таким образом, интервью знаковое, и вот полная стенограмма. А комментарий потом...
Каким образом Венесуэла может осуществить мирный и всеобъемлющий переход под вашим руководством?
Вот уже несколько лет народ Венесуэлы мирно выступает против безответственной администрации, которая неэффективно распоряжается нашими государственными ресурсами и допускает повсеместную коррупцию, которая в конечном итоге разрушила наше социальное благополучие и любой потенциал для развития.
Мирный и всеобъемлющий переход уже гарантирован, поскольку почти 90% населения заявили, что хотят политических перемен. Власти становятся все более изолированными и почти одиноки. Даже сторонники правительства и военные офицеры выступают за соблюдение конституци. Пример: военный атташе в Вашингтоне полковник Хосе Луис Сильва решил выступить за соблюдение конституции и подчиниться командованию временного правительства.
На международном уровне мы также являемся свидетелями того, что Мадуро потерял поддержку. Вот почему он должен принять требования общества, которое намерено двигаться к свободе и прогрессу.
Венесуэла сталкивается с ограниченными возможностями экономики. Каким будет ваш ближайший план по оживлению экономики, когда вы официально вступите в должность президента?
После огромного разграбления наших ресурсов, которое осуществлялось в течение последних 20 лет, в Венесуэле появляется множество возможностей для инвестиций. Мы должны восстановить многие отрасли, включая нефтяной и горнодобывающий сектор, а также легкую промышленность и сборку. Для нас важно устойчивое экономическое планирование, которое может восстановить производительность страны, чтобы она снова стала важным региональным и международным торговым партнером. Китай обладает огромным потенциалом в качестве инвестора, способствующего восстановлению экономики нашей страны.
Китай, основной источник инвестиций для Венесуэлы, по-прежнему признает режим Мадуро.Насколько это для вас помеха? Насколько вероятно, что ваше председательство будет поддержано Китаем?
ГУАЙДО: Поддержка Китая будет очень важна для стимулирования экономики и будущего развития нашей страны. Венесуэле необходимо возобновить свои международные отношения с различными глобальными игроками на основе твердого духа сотрудничества и интересов нашего народа. Учитывая свою конкурентоспособность и рынок, Китай является основным глобальным игроком, с которым мы хотели бы возобновить наши отношения, основанные на взаимном уважении и сотрудничестве. Китай воочию стал свидетелем разграбления наших государственных ресурсов правительством Мадуро. Его проекты развития в Венесуэле также пострадали из-за коррупции в правительстве и дефолта. Мы готовы начать конструктивные отношения и диалог с Китаем как можно скорее.
Какова будет ваша экономическая, торговая и дипломатическая политика в Пекине, когда вы будете официально президентом? Как ваше правительство будет иметь дело с существующими двусторонними соглашениями и финансовыми сделками с Китаем?
В Латинской Америке и Карибском бассейне Китай продолжает развивать торговлю в рамках "Инициативы полюсов и меридианов". Эта инициатива дает Китаю естественное пространство для развития во всем регионе.
Мы хотим улучшить наши отношения с Китаем, чтобы стимулировать экономику нашей страны. В этом отношении предстоит проделать большую работу. Наше правительство будет действовать со строгим соблюдением законов и своих международных обязательств. Мы стремимся восстановить верховенство закона, чтобы вернуть доверие наших инвесторов. Все соглашения, которые были подписаны с Китаем в соответствии с законом, будут соблюдаться. Если предыдущие соглашения были подписаны в соответствии с надлежащей процедурой утверждения Национальной ассамблеей, мое правительство примет и выполнит их.
Будете ли вы готовы работать с президентом Си Цзиньпином? Как вы будете избегать противоречивых взглядов относительно подхода вашего правительства к Китаю в международном сообществе?
Как я уже говорил, Китай является ключевым глобальным игроком, и мы хотим установить продуктивные и взаимовыгодные отношения. Мы стремимся развивать двусторонние и многосторонние отношения, которые принесут пользу народу Венесуэлы и будут способствовать развитию нашей страны. Китай играет важную роль благодаря своим возможностям и гибкости в качестве коммерческого партнера.
Итак,
(а) Пекин уже не отвергает напрочь возможность прихода сеньора Гуаидо к рулю, о чем четко свидетельствует формулировка when you formally assume the presidency: не if, но именно when. В китайских СМИ таких случайностей не бывает, а в исполнении м-ра Лю, вопросы которого согласовывались не только в редакции, их не может быть по определению;
(б) красной нитью сквозь все ответы идет безоговорочная готовность сотрудничать с Китаем по всем интересующим его азимутам, включая нефть, полезные ископаемые, легкую промышленность и сборку. Жирно подчеркивается заинтересованность в китайских инвестициях, которым сеньор Гуаидо гарантирует режим наибольшего благоприятствования;
(в) предельно откровенно сказано насчет Its development projects have been equally affected and falling due to governmental corruption and debt default, и особенно весомо звучит due to governmental corruption. До сих пор о недовольстве Пекина тем, что высшие чины Венесуэлы начали требовать откаты и с китайских фирм, столь открыто не говорилось;
(г) и важнейшее: adherence to the laws and its international duties... All agreements that have been signed with China following the law will be respected. If previous agreements were signed by adhering to the due process... my government will accept and honour them. То есть, все чистые, законно оформленные сделки будут (с КНР в первую очередь) подтверждены (и тут неявный намек Москве: кто не успел, тот опоздал).
Точка. Сказано больше, чем все. Можно не сомневаться: в Чжуннанхай это знали раньше, чем статья вышла в свет, и если м-р Лю получил оттуда "добро" на публикацию (а без этого публикации бы не было, да и самого интервью тоже), значит, переговоры реально заинтересованных стороне не только ведутся, но стороны уже нашли точки соприкосновения.
В связи с чем, позволю себе напомнить сказанное совсем недавно:
"
Штаты ведут кулуарные беседы о гарантиях с заинтересованными сторонами, мнение которых считают нужным учитывать. Например, с Пекином. А вот с Москвой не ведут, и Москва встревожена... "Чистые" обязательства новое правительство возьмет на себя. Проблема в том, что далеко не все финансовые дела Москвы и Каракаса так "чисты", как с тем же Китаем..." - и так далее.
Когда я писал это, интервью м-ра Лю, возможно, уже было подготовлено, но знали о нем разве что десяток посвященных в Пекине, Вашингтоне, Каракасе и Гонконге, - и думаю, всем ясно, что я в их число не вхожу. Тем не менее, как видите, мои предположения оказались верны, и думается, позиция Чжуннхай скоро определится в не худшую для сеньора Гуаидо сторону.
Что же до московских, то я ими так восхищаюсь, что прогнозировать их действия не рискну, предпочитая просто наслаждаться прогнозами людей поумнее меня. Ибо предвидеть действия истиннаго величия по силам лишь
реально умным людям, подлинным патриотам Российской Федерации...