ОПЫТ ПОЗИТИВНОГО РЕВИЗИОНИЗМА

Nov 22, 2016 19:29

image Click to view



Рашид, преподаватель из Тюмени, попросил помочь разобраться с вопросом, неожиданно оказавшимся крайне интересным. Суть в следующим: с недавних пор его и его коллег ориентируют на углубленную работу по воспитанию в учащихся патриотизма, - и все бы хорошо, но после недавнего разъяснения сути патриотизма г-жой Матвиенко: "Национальная идея, основанная на патриотизме...

именно то, что объединяет народ... Патриотизм - это любовь к своей земле, к своему Отечеству, к своей семье, к своей Родине...", возникло непонимание. Как пишет Рашид, до сих пор, углубляя патриотизм, он и его коллеги руководствовались другим определением, данным руководством Российской Федерации, а формулировка кавалерственной дамы от него очень отличается,

и возникает повод для сомнений: что брать за основу, чтобы не ошибиться? Ибо, с одной стороны, мнение Самого Главного есть аксиома, но, с другой стороны, спикер Думы ведь тоже это знает, и оспаривать классические тезисы просто так не стала бы. В общем, во избежание ошибки, Рашид просит помощи, и я, поскольку тема важна и актуальна, оказываю помощь публично. Итак...


Действительно, пару месяцев назад автор идеи, руководство Российской Федерации, указав, что "у нас нет никакой и не может быть никакой другой о Путину: объединяющей идеи, кроме патриотизма...", дал развернутое пояснение: работать надо, и "каждый гражданин будет жить лучше... И достаток будет больше, и комфортнее будет и т.д. Это и есть национальная идея".

Иными словами, по мнению классика, патриотизм есть достаток и комфорт, то есть, материальное благополучие безо всяких морально-нравственных подтекстов, -  скажем так, "внутренняя колбасная эмиграция", - и с этим никто спорить бы не стал, но сложности в экономике, сделав "комфорт и достаток" проблематичными, поставила элиты перед необходимостью

ревизии классической формулировки "Национальной идеи, основанная на патриотизме", наполнения ее менее приземленным, более далеким от конкретики "теоретическим" содержанием. Ничего страшного: идеи руководства Российской Федерации не догма, а руковоство к действию, творчески развивать их, применяя к задачам текущего момента, и можно, и должно. Но трудно, -

и кавалерственная дама, как видим, взяла на свои хрупкие плечи эту нелегкую задачу,  предложив вместо "материалистической дуали" комфорт и достаток "нравственную квадригу": земля, Отечество, семья, Родина. Очень своевременно, предельно уместно, настоятельно необходимо, - И но любая категория нуждается в точном толковании смыслов. Вот и попробуем.

Что такое Отечество, мы все знаем. Это земля отцов, то есть, предков, и характерно это очень четкое понятие как  для славянских языков (ojczyzna, вітчизна etc), так и для латыни: patria (откуда, кстати, и проистекает термин патриотизм). И равным образом, Родина (Homeland, Heimat,  fosterland) означает родные места, где жили поколения предков и где вырос ты сам.

Однако,  поскольку речь идет о категории нравственной, следует определить и эмоциональное наполнение дефиниции. Впрочем, сложностей нет и тут, ибо что такое Родина тоже известно всем: это картинка в твоем букваре, хорошие и верные товарищи, живущие в соседнем дворе, та песня, что пела нам мать, заветная скамья у ворот, та березка, что во поле, и тэдэ.

Итак, если формулировка руководства Российской Федерации предельно конкретна, материалистична, физиологична и даже, можно сказать, "желудочна": патриотизм, как национальная идея, трактуется как стремление к комфорту и достатку (типа "Родина это когда хорошо" или, синонимично, "где хорошо, там и Родина"), то кавалерственная дама предлагает исходить из критериев иррациональных,

апеллирующих к смутным ассоциациям детства, привязывающих человека незримыми, но очень крепкими эмоциональными нитями к земле, на которой он родился, прочитал первую книжку, нашел первых товарищей, услышал первую мамину песню и прочее. Это уже, согласитесь, куда ближе к идеологии и куда больше подходит для призыва "сплотиться в борьбе за высшие ценности".

Но...

Но смутные ассоциации детства не определяются указами и постановлениями. Скажем, коренной пермяк или питерец может получить паспорт, скажем, Буркина-Фасо, быть ее лояльным гражданином, завести семью, стать своим среди буркинийцев, воевать за нее с Мали, - и при всем том, ни пальмы, ни островерхие дугу, ни сезонные ливни не станут для него родными, не породят воспоминаний,

и даже умирая в кругу черненьких внуков, пермяк будет грезить уральскими пейзажами,  питерец в бреду вспоминать белые ночи и Адмиралтейскую иглу, - а та же кавалерственная дама - бескрайние поля желтой пшеницы вокруг родимой Шепетовки и беспредельно синее небо над ними. Ибо именно это, и ничто иное, - ее Родина (родные места детства) и её Отечество (земля отцов).

А стало быть, - поскольку нынче страна не едина, а Украина (patria!) самостийна, - патриотизм для кавалерственной дамы есть не любовь к Российской Федерации, которая для нее не является ни Отечеством, ни Родиной, но всего лишь исполнение обязанностей, налагаемых фактом наличия российского паспорта, а в этом опять-таки ничего иррационального ("идейного") нет,

и следовательно, эмоциональное наполнение ее формулировки следует определять, исходя из синонимичности термина "Отечество" термину "Родина" и трактуя его наполнение через исходное значение слова "Ро́дина", происходящего от праславянского родъ и обозначающего семью (роди́на - по украински и болгарски, rodina по чешски и словацки, rodzina по польски).

Таким образом, из четырех составляющих "квадригу" формируются две группы "Родина = Отечество = земля" и "семья = Родина", причем, поскольку "смутные детские воспоминания" (эмоциональные нити) уроженку УССР с нынешней Российской Федерацией никак не связывают, можно констатировать,  что основой основ патриотизма в понимании кавалерственной дамы является любовь к семье,

которая ей, в самом деле, свойственна: скажем, г-н Проханов, ничуть не трепло и не сплетник, знающий Ея Высокопревосходительство давно и лично, характеризует её, как практически идеальную (текстовка тут) мать, готовую на все ради сына и других близких. Что, к слову сказать, вполне укладывается в еще один программный тезис руководства Российской Федерации, - " Любить нужно ближнего своего.

Это самое важное и важнее ничего нет". А учитывая, что (по данным того же г-на Проханова) г-жа Матвиенко воплощает в жизнь и указания классика о "комфорте и достатке", как национальной идее, следует признать, что никаких противоречий на предмет понимания "патриотизма" в высших эшелонах элит Российской Федерации не просматривается. И слава Богу.

image Click to view



вечные ценности, подтверждаю, безусловное, страна достойных людей, технологии

Previous post Next post
Up