Ничего слишком

Aug 12, 2008 02:16




Вчера угрохал день, отвечая на вопросы тех, кому мое мнение, как ни странно, оказалось интересным. На сон грядущий подытожу. Прежде всего. Достали до глубины души вопли «ура-патриотов» с обеих сторон («Идем на Тбилиси!», «Мы сломали хребет русскому Ваньке», «Гори наш!», «Все умрем, защищая Тбилиси», «Присоединим Грузию!», «Нас ждет оккупация!» и так далее). Следует понимать, и понимать четко, чего хотела добиться Россия, вступая в войну. 
А хотела она того же, чего хочет любая держава, способная позволить себе хотеть: с помощью силового давления решить определенные политические задачи. Как США на Гренаде, в панаме и Ираке, как США и ЕС на Балканах, как Аргентина на Фолклендах. Ничего исключительного, а тем паче зазорного в этом нет. Чего хотела Россия? Об этом чуть ниже. Но вот чего он изначально не собиралась делать, так это: (1) покорять и аннексировать Грузию, (2) оккупировать Грузию и сажать там марионеточное правительство, (3) всерьез захватывать грузинские территории. Эти три пункта для меня лично настолько очевидны, что я не стану их объяснять и доказывать. Разве что кому-то будет уж совсем неясно. Какие задачи Россия ставила перед собой? Тоже очевидно: (1) очистить и обезопасить анклавы, представляющие для нее реальный интерес, (2) максимально подорвать военную инфраструктуру Грузии, (3) поставить под окончательное сомнение возможность принятия Грузии в НАТО, (4) в идеале, добиться ухода с поста г-на Саакашвили. Три первых пункта исполнены. Четвертый под вопросом.
Что интересно? Когда фюрерок осознал, куда влетел, он срочно изменил тактику. Вместо отчаянный атак, съедавших и на треть съевших его элитные части, он перешел к более привычному для себя виду деятельности: устройству шоу. Началось нагнетание паники, нацеленное как на население Грузии («Русские звери идут!»), так и на взбадривание Запада («Ой, меня уже совсем оккупировали и вот-вот свергнут, а ведь вы в меня так много вложили!»). Шоу, в отличие от войны, у него опять получилось на славу. Имидж «борца с агрессорами и захватчиками» Михаил Никлаевич себе выстроил. Россиян в виде захватчиков изобразил. Вот только одна беда: как правильно отметил один из френдов, «какие же захватчики, если они ничего не захватили?». И ведь таки не захватили! Напротив: приходили куда надо, ломали военную инфраструктуру и тотчас, ни на лишний миг не задерживаясь, уходили обратно, туда, где находиться «имеют право». Правильно ли это? Безусловно, правильно. Да, армия Грузии перемолота. Да, многие районы соблазнительно брошены на произвол судьбы. Бери и пользуйся. Вот только «воспользоваться» (занять Поти, Сенаки, Гори) мало того, что очень опасно, но еще и вредно. Во-первых, зачем брать и превращаться в оккупантов, если аннексировать по определению невозможно, да и ненужно? Во-вторых, если «идти на Тбилиси», то это еще опаснее и еще вреднее. Российских войск там не так уж много, а грузины, хоть и потеряв минимум две элитные бригады, некоторое количество войск сохранили, к тому же имеют немалое количество резервистов и за Тбилиси дрались бы всерьез. Поскольку же Тбилиси - не гитлеровский Берлин и не Хиросима, брать его пришлось бы без применения «особых средств», в тяжелых уличных боях; то есть, ситуация могла и перевернуться во что-то типа «чуда на Висле».
Вывод очевиден. И надо признать, российское командование вчера не сделало глупости. Не поддалось очень понятному «генеральскому» соблазну зватать все, что плохо лежит. Более того, не поддалось и на очевидные заманивания, когда грузинские войска стрельбой из гори откровенно провоцировали: ну зайдите же, ну оккупируйте же. То есть, зайти-то зашли, но не оккупировали, а лишили противника возможности провоцировать и дальше. И тут же ушли. В итоге дурак дураком оказался Саакашвили, то пугавший подданных русскими танками, то сам себя опровергавший. И, соответственно, план «Миши» - любой ценой выманить «миротворцев» за пределы зоны их компетенции не удался. Больше того, российское командование не позволило «самодеятельность» и союзникам, хотя, надо думать, ни апсуа, ни осетины не отказались бы порезвиться на территории горячо любимого «соседа».
В завершение рискну предположить, что:
(1) завтра фюрерок начнет очередной акт спектакля. По мере ухода россиян, он будет занимать один район за другим, раскручивая истерику на тему «героических битв» и «освобождения оккупированных земель», но в это мало кто поверит. Даже те, кому верить положено по долгу службы. Большинство грузин, правда, в «изгнание оккупанта» поверит, ибо очень этого захочет, но это уже их дело;
(2) при этом вера верой, но эйфория достаточно быстро спадет, после чего у большинства нормальных людей возникнут вопросы. Когда посчитают потери в живой силе, когда прикинут, куда рухнула инфраструктура армии, когда станет ясно, что отныне Абхазия и Южная Осетия потеряны надолго, если не навсегда, а страна наполнена новой воной беженцев, встанет вопрос и о четвертом пункте российской повестки дня. По логике вещей, «Мишико» уйдут. Уйдут сами же грузины. Я не знаю, что это будет - то ли дворцовый переворот, то ли уличный мятеж, то ли путч обиженных вояк, то ли, в конце концов, просто приказ из-за океана «С вещами на выход». Я не знаю, в чью пользу это случится: Саломе или Окру, Аласания или Гиоргадхзе (хотя это уж совсем фантастика). Но по логике будет именно так. Тем паче, после сегодняшнего дня, после панических криков о «русских танках», после перекошенной рожи под не имевшим места обстрелом - и в преддверии очень непростой зимы.  Продолжение, возможно, следует.

грузия

Previous post Next post
Up