В идеале, конечно, прослушать
интервью, как оно есть. Всматриваясь в нюансы мимики и отслеживая интонации. Вслед за тем, внимательно прочитав насчет "
Obama pressured over NSA snooping as US senator denounces 'act of treason'. Но, в общем, и
пересказ тоже очень хорош.
А на самом деле, конечно, история Эдварда Сноудена, бывшего сотрудника ЦРУ, слившего информацию о сверхсекретных программах слежки по причине, как он сам говорит, "невозможности терпеть ложь политиков", сбежавшем в Гонконг и ныне просящего убежища "в любой стране, которая поддерживает свободу слова", очень показательна. И сама по себе, и, - особенно, - потому, что "имя информатора было раскрыто по его собственной инициативе". То есть, налицо демонстрация.
И дело вовсе не в одной, отдельно взятой "программе PRISM". Мало ли программ на свете. Дело в том, что США, как ни крути, уже вполне тоталитарны. Не потому что Обама. Уйдет Обама, придет другой. Или другая. Или другое. Но потому, что ведущей державой мира, - какие бы куклы ни прыгали на сцене, оседлав слоников и осликов, - реально рулит неведомо кто, - и этому кому-то не указ ни Конгресс, ни Конституция, ни заветы Отцов-Основателей, ни даже God, который always right.
По сути, в Штаты пришла самая Железная Пята, которую пророчил Джек Лондон, - только в бархатном чулочке. Она, если нужно, давит насмерть, но предпочитает льстить и подкупать, - благо, средства пока еще есть, - наставляя глупую ботву жить по старым добрым правилам. Это удобно. А для тех, кто не мозгами, но загривком чувствует: что-то не так, снимаются сериалы, где плохая власть таки да нарушает законы, но обязательно найдется кто-то храбрый и сильный, кому по силам спасти Америку.
И все бы хорошо, но.
Воспитание страшная вещь. Поливая ботву сказками о законности, демократии и прочих глупостях, в которые давно отменила в кругу "своих", Пята, вопреки собственному желанию, сама создает завязь будущих осложнений. Просто потому, что себя необходимо восполнять, а среди головастых "обычных" ребят, проходящих селекцию на право и возможность попасть в круг избранных, все чаще попадаются неспособные принять правду, какая она есть.
А тогда случается сшибка.
Воспитанные по одним правилам, эти ребята, по необходимости допущенные к тайнам, столкнувшись с тем, чем их не учили, начинают бунтовать. Всерьез. Ибо если, допустим, о мотивациях Ассанжа можно было судачить так и этак, прикидывая, а не "сливной ли это бачок", то уже Брэдли Мэннинга заподозрить не в чем. Он просто был потрясен тем, что узнал, и сделал то, что велела сделать совесть. Как нынче и Эдвард Сноуден, вызывающий огонь на себя. И нет особых сомнений, что будут и другие.
Разумеется, нельзя утверждать, что война американцев за возвращение законно принадлежащих им, но по факту невесть кем отнятые права уже началась. Это пока что только первые ласточки. Но уже ясно, что очень многими поступок Эдварда
понят правильно. А значит, тенденция налицо...