Не имея своего жилья в Москве и испытывая нестерпимую обиду, я уехал в Израиль: почти 8 лет на черных работах, официантом, охранником, разнорабочим. Не найдя своего места на Ближнем Востоке и будучи брошен подряд двумя женами, на свой страх и риск приехал в Нью-Йорк. Жил впроголодь, в подвале, нелегалом, по ночам работая за 6 долларов в час. 7 лет назад переехал в Бостон, и, хотя удалось легализоваться, я уже 2 года без работы, пособия не платят никакого, живу случайными подработками. ВОТ КОГО ВЫ ОСКОРБИЛИ СВОИМ ПАСКВИЛЕМ, ЗАХАР: бывших российских граждан, евреев-интеллектуалов, скитающихся по всему свету несчастных изгнанников, уехавших из-за страха и обиды, истинных патриотов России, выдавленных из своей страны нацистской пропагандой. Стыдно. Покайтесь пока не поздно: Вы ведь позорите тем самым звание русского писателя...
Меня спросили: что я могу сказать по этому поводу?
Странный вопрос.
Благодарное понимание Захару Прилепину за его письмо я уже давно
высказал.
Огорчение тем фактом, что письмо, насколько можно судить, было всего лишь ярким эпатажем,
тоже.
Автор же письма, литератор Григорий Марговский, мне неизвестен.
Но раз спрошено, следует отвечать.
Безусловно, сперва разобравшись в вопросе...
Итак.
"Я прошел ад в России", - пишет г-н Марговский.
Естественно желание уточнить.
Уточняю, благо автобиографии адресанта в Сети есть.
Даже не одна, но, - помимо кратенькой, в тексте письма, и еще
одна, и
еще.
Остается только (пардон за разнобой цветов) сопоставить.
И оказывается.
"Родился в семье военнослужащего, в 1980-м поступил в Белорусский политехнический институт и был отчислен за неуспеваемость". Правда, якобы "в период очередной антисемитской кампании", но сам же в другом месте уточняет, что "завалил экзамен по сопротивлению материалов", после чего "с песней “Хава нагила” ворвался в кабинет ректора, был привлечен и оштрафован на 10 руб. за мелкое хулиганство". То есть, антисемитизм, в данном случае, отмазка. Готовился бы к сессии, не хулиганил бы, - глядишь, доучился бы спокойно. Нот все к лучшему: спустя год легко, не глядя, что сам хулиган, а вокру сплошь антисемиты, да еще и "андроповщина", поступил в Литературный институт.
Потом, на втором курсе, перерыв на армию. Страдал неимоверно. Но уже под самый дембель, в ранге "деда", тоже как-то накосячил, так что, - "дабы избежать отправки в дисциплинарный батальон - вынужден был два месяца провести в психиатрической больнице", - но отмазался, и тут же восстановился в Литературном институте, хотя и "со скрипом" ("наивно эстетствующий мэтр" юное дарование явно не ценил).
С "перестройкой" расцвел. Влился в ряды суперлиберального объединения литераторов "Апрель", витийствовал на самом ультрарадикальном ("совместно с поэтом Эдмундом Йодковским") фланге, изобильно стриг либеральные купоны ("ездил... печатался... переводил... редактировал... выступал..."), не забывая, впрочем, и страдать от антисемитизма ("первую настоящую публикацию, - 4 стихотворения, "в альманахе “Поэзия”, проигнорировав пятую графу, напечатал слывший антисемитом Н.Старшинов").
Параллельно, однако, копились те самые обиды. "Антисемиты" не приняли юного гения в свой антисемитский Союз Писателей, как "апрелевца", "апрелевцы" же ("как выяснилось, такие же бездари и рвачи, как и их оппоненты") тоже не оценили, и несмотря на приличные связи ("Был отмечен Давидом Самойловым, Фазилем Искандером, Александром Кушнером, стал стипендиатом Российского Фонда культуры, выступил по РТР"), держали в черном теле: "Выпустить собственную книгу в России не довелось - несмотря на титанические усилия: рукопись браковали повсеместно", - то есть, не нравилось решительно всем, невзирая на группировки и взгляды.
В итоге, как мы уже знаем, "испытывая нестерпимую обиду, уехал в Израиль", где жизнь окончательно не удалась: "два года работал официантом, крупье, сборщиком люминесцентных ламп, рекламным агентом, телефонистом и рабочим сцены, полтора года охранником, столько же времени расставлял книги в муниципальной библиотеке Тель-Авива".
Если совсем точно, то не совсем так: много писал, печатался в газетах, издал (на маленький правительственный грантик) два мини-сборника поэзии (правда, так и осевшие макулатурой), был обласкан тусовкой ("принят в местный Союз писателей") и даже начал было учиться ("зачислен на докторантуру при кафедре славистики Иерусалимского университета"), но ни там, ни там не притерся: "руководство СП регулярно угрожало исключить за неуплату взносов", а учиться не получилось, "поскольку предпочитал кормить жену и сына, а не зарвавшихся садистов и снобов, усидчивым подхалимажем снискавших свои регалии".
Тем не менее, "в Израиле оставался абсолютно невостребованным и периодически безработным", в связи с чем, "был брошен подряд двумя женами". [Необходимое пояснение. Семь лет прожив в Израиле, свидетельствую: во-первых, прижиться там нелегко, "свою ложку дерьма" приходится съесть многим, но если есть воля и трудолюбие, в конце концов, свое место находят все, кроме абсолютно нежелающих прилагать усилия "непризнанных гениев"; во-вторых, реалии Израиля таковы, что неприкаянные люди стремятся жаться друг к дружке, и если две одинокие дамы подряд, заполучив свободного мужчинку бросили его, значит, мужчинка, сколько бы ни декларировал необходимость "кормить жену и сына", был вовсе уж ни на что не годен].
Как бы то ни было, "пройдя ад" уже в Израиле, наш герой нелегалом, оставив ребенка, "на свой страх и риск приехал в Нью-Йорк", - навстречу очередному "аду", где, как выяснилось, его опять не понимают: "Жил впроголодь, в подвале, нелегалом, по ночам работая за 6 долларов в час. 7 лет назад переехал в Бостон", и хотя опять повезло - не отловили и не депортировали, напротив, "удалось легализоваться" (что получается не у всех), все равно "уже 2 года без работы, пособия не платят никакого, живу случайными подработками". Но при всем том, как ни прибедняется, на ежегодно
кататься по всему свету деньги откуда-то есть.
Вот такая биография.
Сами видите, ничего от себя, - только цитаты.
Вот такой г-н Марговский сидит в Бостоне, от имени "физиков и врачей, учителей, инженеров и художников - российских евреев, выдавленных из страны организованной КГБ нацистской травлей, интеллектуалов, скитающихся по всему свету несчастных изгнанников, уехавших из-за страха и обиды, истинных патриотов России, всех этих НОВОМУЧЕНИКОВ, НЕСЧАСТНЫХ ИЗГОЕВ"
люто ненавидя весь мир, но, в первую очередь, Россию, - единственную страну, где ему жилось вольготно, -
убеждая себя в том, что уехал не за колбасой, а от диктатуры, и веря, что еще кому-то страшен "своими антипутинскими, антигундяевскими и антифашистскими выступлениями".
Если хотите знать мое мнение, дорогие френды и не френды, то перед нами классическая
Алла Ефремовна Гербер, которой по жизни не свезло. Правда, в штанах. А ежели кому-то интересно творчество поэта, писателя, философа и эссеиста Григория Марговского, то Гугль в помощь - этого добра в Сети навалом.