Саудовский король Абдалла в телевизионном обращении к народу заявил, что "анонимные руки" устроили серию мятежей и восстаний, известных под названием "арабская весна", и что эти события "направлены против арабов и ислама". О чьих "руках" идет речь, король прямо не сказал, но в саудовской официальной пропаганде под этим термином традиционно подразумевается Иран.
Это, дорогие френды и не френды, конечно, бомба. Бомба настолько, что я запретил себе даже думать на эту тему, пока не наберется достаточно материала. Потому что Мignews - агентство хотя и не из худших, но все же израильское, а значит, какова бы ни была подоплека, всегда на первое место будет выдвинут и виновником всех бед объявлен Иран. Только теперь, уже ближе к ночи, ознакомившись с материалами, присланными дорогим stalin_ist (слава Богу, появился!), а главным образом, перемусолив вопрос с израильскими френдами, разобравшими полный вариант выступления Абдаллы по косточкам сразу после того, могу, пожалуй, высказать кое-какие соображения.
Судя по всему, Иран король если и подразумевал (персов Сауды боятся), то в последнюю очередь. Ирану, если подумать, эта самая "арабская весна" на фиг не была нужна. Никак не заинтересован Тегеран рушить режим алауи в Сирии, теряя в итоге единственного (Ливан с его местечковой Хезболлой не в счет) надежного союзника в арабском мире. И в уходе Мубарака тоже не был заинтересован (маршал, верный клиент США, к Ирану относился прохладно, но был предсказуем, а пришедший ему на смену Ихван способен причинить персам немало забот).
Да и, в конце концов, будь кумские дедушки хоть как-то всерьез причастны к старту событий, они не стали бы год назад, когда шиитская кровь лилась по улицам Манамы ручьями и бахрейнские аятоллы молили о помощи кумских коллег, подчеркнуто воздерживаться от помощи братьям-шиа, а затем бросать на произвол судьбы готовых восстать шиа Восточной провинции Саудии.
В общем, Иран, конечно, следует иметь в виду, но кидать в него камень не рекомендую. Ошибетесь. Версия Евгения Ларина, пересказанная дорогим stalin_ist, - дескать, старый Абдалла наехал на Америку, - куда ближе к истине, но сказать "Америка", в данном случае, сказать всё, не сказав ничего. Роль Империи Добра в раскрутке трагедии очевидна настолько, что лишний (тысячный) раз повторить это все равно, что в очередной констатировать синеву неба. Тем паче, что всего полгода назад или самую чуточку больше именно из Рияда звучали укоры в адрес Вашингтона, "не проявляющего достаточной решимости" в ливийском вопросе.
Итак, остается только, - как посоветовали мне профессиональные аналитики-арабисты, ничего конкретного не сказав, - вспомнить некоторые факты февраля
а)
Информационный взрыв в египетской прессе по поводу "доктрины Льюиса" и якобы намечаемом Америкой на ближайшее время раздроблении ряда арабских стран, в первую очередь, Египта и Саудии. При этом, пресса не простая, а самая респмектабельная, и при этом максимально приближенная к ректорату Университета Аль-Азхар, - то есть, к элите египетского духовенства, очень встревоженной усилением Ихвана и его радикального крыла, то есть, в первую очередь, ваххабитов. Самое интересное здесь то, что впервые под защиту берутся Сауды, до сих пор с этими самыми ваххабитами самым тесным образом связанные, а потому богословами Аль-Азхар обычно критикуемые.
б) Еще один взрыв, на сей раз силами влиятельной ливанской "Аль-Бинаа": сообщение о
визите в Каир эмира Талаля Бен Абдель-Азиз, брата короля Абдаллы, "на встрече с тремя влиятельными политическими деятелями заявившего о наличии катаро-израильского плана раздробления Саудовской Аравии". Очевидная нелепость схемы заставила многих экспертов предположить, что информация, скорее всего, деза, вброшенная сирийцами с целью вбить клин между двумя "столпами" атаки на Дамаск - Катаром и Саудией. В то же время, те, кто имел возможность читать арабскую прессу, отметили, что об Израиле принц поминал, скорее, ритуально, зато, говоря "о намерениях Катара дестабилизировать обстановку в Заливе", был более чем конкретен. К тому же, что интересно, двое из визави эмира являлись ответственными сотрудниками все того же ректората "Аль-Азхар".
в) Параллельно, в ходе конференции "Друзей Сирии" в Тунисе происходит нечто, ни в какие ворота не влезающее. После выступления г-жи Клинтон, в императивном тоне заявившей, что "с Асадом пора кончать побыстрее", и сразу вслед тому премьер-министра Катара, предложившего собравшимся "немедленно формировать экспедиционный корпус", саудовская делегация, - ранее такого рода инициативы мгновенно поддерживавшая, а то и сама их озвучивавшая, - неожиданно встала и безо всяких заявлений покинула зал заседаний, тем самым, как верно пишет Евгений Ларин, "фактически поддержав бойкот этой конференции со стороны России и Китая".
И наконец,
г) на следующий день после этого сразу в двух арабских столицах, Аммане и Тунисе, происходит
презентация сборника статей Мухаммеда Шакера, само имя которого для Саудов все равно, что красная тряпка для быка. Сам по себе факт из ряда вон выходящий. Однако еще более оглушил всех, кто хоть что-то в тамошних раскладах смыслит, неведомо кем сделанный слив в СМИ: якобы издание книги финансировал (по крайней мере, частично) один из "просветительских" фондов знаменитой катарской шейхи Мозы, подружки Мишель Обама, - и эта информация, хотя, конечно, Катаром не была подтверждена, но не была, чего следовало бы ждать, и опровергнута.
Разложить по полочкам, что все это, взятое в совокупности, означает, очень хотелось бы, но я, хотя и жаль, все-таки не аналитический отдел специфического ведомства типа CIA, ФСБ или МОССАД. Я даже не г-н Саджади, который, впрочем, скорее всего, топчется на том же уровне, что и мы с вами. Значит, дорогие френды и не френды, и нам, и всем, кого это касается или кому интересно, остается только сопоставлять, думать и ждать.
А чтобы делать все это было еще более занимательно, прошу иметь в виду, - это я оставил на сладенькое, - что в середине января эмир Катара, если верить иранскому ТВ (но как можно не верить
видео?), побывал таки в Земле Обетованной и встречался там с крайне влиятельной дамой
Ципи Ливни, ныне возглавляющей "левый" сектор иерусалимской "элиты", более всех прочих готовый стоять во фрунт перед Империей Добра, чего бы та ни пожелала. Добавить к сему могу лишь, что данная дама и ее группа поддержки ныне пребывают в глухой оппозиции к действующему правительству Израиля, позволяющему себе, - не всегда, но в жизненно важных вопросах, - иметь собственное мнение.