Мудрые люди, учившие меня работать с информацией, - светлая память ушедшим и доброй осени тем, кто еще жив, - наставляя, делали особый упор на главном принципе: никогда не лги и не передергивай. Даже в мелочах. Если чувствуешь слабость позиций, молчи. Но ежели говоришь, говори правду, даже неудобную для себя. Это залог победы в любом споре, потому что споры ведутся не для переубеждения оппонента (это едва ли возможно), а для убеждения в своей правоте аудитории (а люди всегда улавливают фальшь и не прощают её). Этому правилу я следую много лет, на всех уровнях, от работы до личной жизни, и оно меня, - сами видите, хотя бы по общению моему с теми же грузинскими блогерами, вернее, худшей их частью, бесящейся от бессилия что-либо возразить, - никогда не подводило. Тем жестче реагирую я, сталкиваясь с той же методикой, но употребляемой во зло, для введения в заблуждение людей, не имеющих иммунитета от красивых подтасовок. А потому...
Итоговый материал Орхана Джемаля о его поездке в "Свободную Ливию" я прочитал внимательно, с огромным интересом. Я вообще очень высоко ценю творчество этого журналиста, полагая его одним из самых талантливых и профессиональных в сегодняшней России. А кроме того, он, - и это меня очень привлекает, - работает в той же стилистике и теми же методами, что и я, стремясь обосновывать свою точку зрения, избегая лжи. Вот только, к сожалению, почти. Когда (как например, в рассматриваемом случае) очень нужно доказать что-то, в ход идут те самые, - тончайшие, без микроскопа незаметные, - полутона и нюансы, в итоге создающие впечатление, что на востоке Ливии - вовсе не исламистский мятеж, что "Аль-Каида" там совсем не при делах, а полковника Каддафи поддерживает вовсе не большинство населения, а наемники и некие надзаконные силовые структуры. То есть, на-гора выдается то, что видели мы в материалах, скажем, приснопамятного г-на Кигурадзе, но, - в отличие от писанины глупенького и неопытного тбилисского журналистика, - в куда более филигранном исполнении. В принципе, оно и понятно. Все мы люди, и Орхан Гейдарович, - как ни крути, сын
своего отца, естественно, разделяющий его взгляды, - не исключение. Но это вовсе не значит, что подтасовка, пусть даже крайне талантливо исполненная, не должна быть вскрыта и разъяснена.
Итак, перед нами очень красивый материал, в котором нет ни слова прямой лжи. В связи с чем, опуская точные и яркие путевые зарисовки, изящно поданные авторские впечатления и допущения на тему высокой политики, ну и, конечно, принося извинения за огромные цитаты, проанализируем пассажи, ради которых очерк, собственно и написан.
"То, что пытаются выдавать за "Аль-Каиду" в Ливии, на самом деле называется по-английски The Libyan Islamic Fighting Group, по-арабски - Аль-Джамаа аль-исламия аль-муккатила би-либиа. Террористами, если под терроризмом понимать акции, прославившие "Аль-Каиду", вроде тарана башен-близнецов или взрывов посольств США в Кении и Танзании, они не являются.
Если же под терроризмом понимать любое участие в боях против американцев в Ираке и Афганистане, то можно их считать и террористами, поскольку эти "Ливийские отряды исламских бойцов" сформированы из добровольцев - ветеранов именно этих войн.
Ну а если говорить о политических взглядах этой структуры, то они, безусловно, ближе к египетским "Братьям-мусульманам" (исламским демократам), чем к жестким фундаменталистам, каковыми являются все члены "Аль-Каиды".
С 2004 года Каддафи стал сотрудничать с США в вопросе борьбы с терроризмом. Членов "Ливийских отрядов" арестовывали и выдавали американцам, а те вывозили их для допросов в Гуантанамо, Египет, Афганистан, поскольку в тюрьмах США с этими заключенными трудно работать в связи с запретом на пытки.
В ливийских тюрьмах контингент политических заключенных тоже состоял преимущественно из исламистов. Так что ничего удивительного в том, что они единым фронтом с остальными повстанцами выступили против Каддафи, нет.
При этом надо отметить, что у этой ветеранской структуры даже нет своего представителя в Национальном переходном совете, иными словами их не допускают к политике"
Сами видите: сказано очень много правильных слов. Которые, на самом деле, всего лишь замутняют суть. По той простой причине, что пресловутая "Аль-Каида" (
1,
2) с самого начала, а с 2005 года и официально, не какая-то отдельная организация, а основа всемирной сети, единый центр, руководящий и направляющий деятельность десятков региональных организаций, каждая из которых, естественно, имеет свою специфику, но при этом, в тесной взаимосвязи с остальными, стремится к единой цели. Именно поэтому отлавливал полковник, - кстати, по списку, составленному в США, - ливийских исламистов и передавал их американцам. И именно поэтому ни один из полевых командиров, засветившихся, как явные террористы, не допущен к официальному членству в "Переходном совете", - однако это вовсе не значит, что там не заседают некие формально ни к чему не причастные "политические лидеры", выражающие интересы и требования бородачей. Скорее, наоборот. Заседают. Только, естественно, свою причастность, условностей ради, не афишируют. И вовсе уж забавно для хоть сколько-то в этих делах смыслящего человека противопоставление "Аль-Каиды" и "Братьев-мусульман" на том основании, что первые, дескать, "фундаменталисты", а вторые - "исламские демократы". Да, конечно, какие-то подразделения "Основы" требуют от своих адептов растить бороду и носить традиционную одежду, а какие-то
не возбраняют цивильный костюм, галстук и бритье, но при этом "Ихван" и сегодня живет по заветам
Сайида Кутба, стремясь, как к конечной цели, к построению всемирного исламского халифата, и в этом смысле Айман аз-Завахири всего лишь продолжает дело повешенного наставника. Таким образом, утверждая, что Ливийская Исламская Группа - не "Аль-Каида", "поскольку не таранит башни-близнецы", и не играет никакой политической роли в событиях, "поскольку не представлена в Переходном совете", г-н Джемаль, мягко говоря, лукавит. А точнее, лжет, но жесткое слово "ложь" не употреблю из уважения к журналисту.
"Сам не видел, поэтому пересказываю то, что слышал от ряда своих ливийских собеседников.
Военная опора Каддафи - так называемые катибы (батальоны). Лидер ливийской Джамахирии не слишком доверял своей армии. И правильно делал, многие офицеры перешли на сторону повстанцев. Параллельно армии он создавал особую гвардию, укомплектованную более чем на 50 процентов муртазаками (наемниками), выходцами из Черной Африки, преимущественно из Мали и Чада. Каждая такая катиба замыкалась либо на кого-нибудь из его сыновей, либо на двоюродных братьев. В феврале, когда начались протестные демонстрации, именно эти катибы взялись разгонять демонстрантов.
Гражданская опора Каддафи - Лежан Саврие - революционные комитеты (своего рода общественное движение сторонников Каддафи), но при этом наделенные правом оперативно-розыскной деятельности и карательными функциями. Профессор политологии в старейшем университете Ливии Кар-Юнис Мохаммед Хасан аль-Черкеси рассказывал мне про революционные комитеты следующее.
Каждый раз, когда возникала какая-то группа людей, которые просто осмеливались открыть рот и требовать хотя бы немного свободы и справедливости, всегда приходили его люди, они убивали не только тебя, они убивали твою семью, твоих соседей, твоих друзей на работе.
Когда увидишь своего соседа, которого повесили прямо на улице, когда ты увидишь, как убивают его семью, ты быстро научишься держать рот на замке. Потому что когда ты тоже откроешь рот, то ты без всякого промедления станешь следующим, кого вздернут на веревке"
Люди Каддафи - над законом, объяснял профессор. Они ходят по улице с оружием, они имеют право убить тебя даже по каким-то своим чисто личным причинам. Единственное, что им потом надо сказать,- это то, что ты был заподозрен в том, что имел что-то против Каддафи"
И опять-таки, талант есть талант. Мудрый Орхан Гейдарович сразу же снимает все претензии в свой адрес указанием, "сам не видел, поэтому пересказываю". После чего, - со ссылкой на "революционеров", в своей объективности и непредвзятости доходящих до обвинений полковника в сионизме, - начинается пурга.Причем, даже на стилистическом уровне. В самом деле, сколько это - "многие офицеры"? Десятки, сотни? И с какой стати "катибы" (батальоны) - "так называемые" (очень удобное, давно известно словосочетание, создающее негативное впечатление), если батальон, в самом деле, есть основа структуры добровольного народное ополчение, существующего в Ливии много лет? И какая крамола в том, что именно они (осуществляющие функцию внутренних войск), а не армия (задача которой воевать с внешним врагом) были посланы на первые разборки? Что же касается "наемников из Мали и Чада", то вновь поминать это через два месяца после начала войны, в ходе которой ни одного "наемника" предъявлено не было, уже понижение градуса, скажем так, искренности автора. Как и ссылка на "профессора из старейшего университета Ливии", - потому что, во-первых, университет этот называется "Аль-Фат" и является учреждением религиозным, где время от времени зарождались ячейки исламистов, выкорчевываемые полковником, а во-вторых, все разговоры об "убитых и повешенных" спотыкаются, уткнувшись в точную цифру погибших за политику в 1969-1996 годах, до официальной "либерализации" режима: "
По данным базирующегося за рубежами страны Фронта национального спасения Ливии погибло 343 ливийца". Пусть даже, - мы же договорились говорить правду, - чуть больше, потому что около 150 человек погибло во время инспирированного французской разведкой Тобрукского мятежа 1980 года, но ни один (по данным ливийских же диссидентов!) не был линчеван народными комитетами. Итак, г-н Джемаль лукавит опять, однако мы вновь не вправе применить слово "ложь", потому что нас с самого начала предупредили, что в данном случае за достоверность информации автор не отвечает.
"В пресс-центр, организованный в Бенгази для иностранных журналистов, часто приходили местные. Один из таких пришедших позвонить принес с собой диск с видео. На видео вешали людей.
- Где это было?
- В спортивном комплексе, отсюда пять минут езды.
- А когда это было?
- В 1984-м.
- А кто это? (Я имел в виду, скорее, за что казнят этих людей, но мой собеседник понял меня иначе.)
- Мой дядя.
- А откуда у тебя это видео?
- Так это ж по телевизору транслировали".
Как ни странно, в данном случае рассказанное безымянным ливийцем - чистая правда. Действительно, в 1984-м в Ливии вешали, транслируя казнь по национальному TV. Вот только для полной чистоты восприятия автору следовало бы пояснить, что повешены под камеру были участники
нападения на штаб-квартиру Каддафи в Баб аль-Азизия 8 мая 1984 года, организованного исламистско-монархическим
Фронтом национального спасения Ливии, далеким от идей мирного протеста. Могу допустить, что дядя "ливийца с диском" был одним из атаковавших резиденцию, убив, кстати, по ходу дела несколько десятков гражданских лиц, в том числе и детей, за что и был по приговору суда публично повешен, но вывод автора, - "Ливийцы устали от диктатуры", - кажется мне, в очередной раз, притянутым за уши. Хотя употребить слово "ложь" не рискну и теперь: не виноват же, в конце концов, Джемаль Гейдарович в том, что ливиец не рассказал ему, за что повесили бедного дядю.
Вот, собственно, и все мои претензии к блестящему журналисту г-ну Джемалю. А в основном, повторюсь, материал очень хорош. Весьма и весьма рекомендую.