Прошедшее голосование по поправкам в Конституцию было отмечено двумя нововведениями в избирательном процессе: семидневной продолжительностью голосования и экспериментом по дистанционному голосованию с помощью интернета. Новшества объяснялись санитарно-эпидемиологической обстановкой и были призваны снизить число одновременно присутствующих на участках избирателей. Поскольку голосование проводилось в особом порядке, не в соответствии с Федеральным конституционным законом «О референдуме Российской Федерации», а по правилам, специально устанавливаемым Центральной избирательной комиссией, это дало возможность экспериментировать с новыми формами избирательного процесса.
Формы понравились. Глава Совета Федерации Валентина Матвиенко, проголосовав досрочно, высказалась о возможности расширения практики голосования в течение нескольких дней на все выборы.
https://tass.ru/politika/8840225 И уже 15 июля Госдума приняла во втором чтении законопроект № 47830-6, вводящий соответствующие изменения в избирательное законодательство (
https://sozd.duma.gov.ru/bill/47830-6). Что интересно, первое чтение этот законопроект прошел еще в 2012 году. Правда вопросов расширения продолжительности голосования он тогда не касался, Темой внесенного Президентом (тогда еще Дмитрием Медведевым) законопроекта была возможность отзыва членов избирательной комиссии политической партией, которая его туда делегировала. Восемь лет законопроект ждал второго чтения и 14 июля «немного» доработанный (в результате чего его объем увеличился с трех до двадцати страниц :)) законопроект был предложен ко второму чтению, которое благополучно прошло на следующий же день (257 - «за» (ЕР), 57 - «против» (КПРФ, СР и один ЛДПР-овец)). Хотели в тот же день и третье чтение провести, но в итоге отложили до 21 июля.
https://tass.ru/politika/8971053 Какие же изменения содержатся в этом законопроекте?
Основные новшества касаются Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
По решению избирательной комиссии, организующей выборы (ЦИК, ИК региона, ИК муниципального образования) голосование может проводится в течение нескольких дней подряд, но максимум три дня. Законом может быть предусмотрено, что в отношении муниципальных выборов такое решение принимает избирательная комиссия субъект федерации. Если одновременно проводятся выборы разных уровней, то решение о возможности голосования в течении нескольких дней принимает комиссия более высокого уровня.
Предусмотрено изменение сроков избирательных действий, отсчитываемых до дня голосования или после него соответственно до первого дня голосования и после последнего дня голосования. Не факт, что в спешке везде по тексту закона внесли нужные изменения.
В случае проведения голосования в течение нескольких дней, по решению соответствующего избиркома, может быть проведено голосование вне специальных помещений (на придомовых территориях, на территориях общего пользования, в иных местах), голосование в населенных пунктах и иных местах, где отсутствуют помещение для голосования и транспортное сообщение с которыми затруднено. В деревне, где отдыхает моя семья, голосование по первому варианту уже проводилось 1 июля: столы для членов избиркома, кабинки для голосования и урны для бюллетеней были вынесены из здания местной администрации на прилегающий лужок и голосование проходило на свежем воздухе.
Если голосование проводится в течение нескольких дней, то на этих выборах не осуществляется голосование по открепительным удостоверениям и досрочное голосование. Учитывая этот пункт, можно предположить, что при проведении федеральных выборов многодневное голосование использовать будет затруднительно, поскольку голосования в различных удаленных стойбищах оленеводов или на судах, находящихся в плавании, проходит именно в форме досрочного голосования.
Причем законопроектом отдельно предусмотрено внесение изменений в закон «О выборах депутатов Государственной Думы...», в которых нет запрета на проведение досрочного голосования или голосования по открепительным удостоверениям в случае многодневного голосования. Но поскольку остальные федеральные законы, устанавливающие нормы избирательного права, не должны противоречить Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», по-моему мнению, здесь должна действовать более общая норма.
В отношении выборов Президента или проведения референдума Российской Федерации никаких отдельных изменений не вносится.
Подсчет голосов осуществляется после окончания времени голосования в последний день голосования.
Другие особенности голосования в течение нескольких дней устанавливаются Центральной избирательной комиссией.
Наблюдатели партиями могут назначаться по два на каждый день голосования. То есть, одной и той же паре наблюдателей нет необходимости сидеть на избирательном участке все три дня. Кроме поправок, связанных с несколькими днями голосования, есть еще одно новшество, связанное с наблюдателями на выборах. Ими на региональных и местных выборах могут быть только лица, обладающие активным избирательным правом именно на этих выборах. Таким образом, невозможны станут «десанты» из центра для проведения наблюдения. С другой стороны, возможно, это сподвигнет партии на развитие региональных и местных отделений.
Также вносятся изменения в Кодекс административного судопроизводства в части изменения сроков подачи административных исковых заявления о защите избирательных прав и рассмотрения их в суде.
Что касается дистанционного голосования, то еще до задолго до коронавирусной эпидемии был принят Федеральный закон от 29.05.2019 № 103-ФЗ "О проведении эксперимента по организации и осуществлению дистанционного электронного голосования на выборах депутатов Московской городской Думы седьмого созыва". Федеральным законом от 23.05.2020 № 152-ФЗ эксперимент с дистанционным электронным голосованием в Москве на выборах уже всех уровней продлен на 2020-2021 годы.
Дистанционное электронное голосование проводится одновременно с обычным голосованием (то есть в тот же день или в те же дни). Для участия в дистанционном голосовании избиратель подает заявление с помощью портала госуслуг города Москвы. При этом подача заявления не лишает права проголосовать в обычном порядке. Процедуру голосования таких передумавших должны определять ЦИК или Московская ГИК, в зависимости от уровня выборов. Судя по тому, что сейчас ЦИК играет в увлекательную игру «Найди меня» с гражданами, которые на голосовании по поправкам к Конституции смогли проголосовать как очно, так и дистанционно, процедура качественно еще не отработана. Также, закон не объясняет (но декларирует) как одновременно осуществляется процедура идентификации избирателя и обеспечивается тайна голосования.
Вариантов проведения голосования можно придумать множество. Например, в США популярно голосование по почте. Как там обстоит дело с идентификацией избирателей и тайной голосования - тоже большой вопрос. Проголосовать не в день голосования, а заранее без оформления дополнительных документов - удобно. Сам 1 июля был в дороге, поэтому проголосовал на несколько дней раньше. Проголосовать из дома по Интернету - еще более удобно, но вопросы по надежности и тайности такого голосования остаются. Постепенная отработка этих технологий в форме эксперимента (там еще эксперимент по цифровым избирательным участкам проводится) в отдельных регионах прежде чем распространять их на всю страну - подход правильный. Принятие в спешке закона о многодневном голосовании - не очень мудро, по-моему мнению.
Кроме возможных ошибок (посмотрим, сколько изменений примут еще после принятия исходного законопроекта) требуются значительные изменения в работе избирательных комиссий. Например, их членов надо освобождать от основной работы на большее время. Единый день голосования у нас в сентябре. Если избирательные участки расположены в школах (а таких почти половина от общего числа участков), на время их работы должно прекращаться обучение (в нашей школе даже сейчас субботу перед днем голосования объявляют днем дистанционного обучения), особенно если в работе избирательных комиссии участвуют учителя.
От председателя ЦИК Эллы Памфиловой уже прозвучало мнение, что в случае введения многодневного голосования надо переносить день голосования с сентября потому что это начало учебного года (
https://tass.ru/politika/8983061). Так учебный год длится с сентября по май. В июне - ЕГЭ (в этом году в июле, первый был 3 июля, а голосование - 1 июля, так что к голосованию и к экзаменам в школах готовились одновременно). В июле-августе - отпуска у учителей. Остаются, разве что, каникулы в течение учебного года.
Так что, полагаю, не стоило бы торопиться с введением многодневного голосования.