Изобразительное искусство

Jul 04, 2020 18:25

Если раньше мы говорили о науках, изучение которых обычно не вызывает вопроса «зачем?» у родителей и учеников, то теперь настал черед «пасынков образования»: «Изобразительное искусство», «Музыка», «Технология», «Физкультура». Часто можно услышать: «Мой ребенок не будет художником/музыкантом/рабочим/спортсменом - зачем ему этим заниматься?» Еще популярен тезис: «Эти предметы нельзя оценивать - тут должны быть способности, за их отсутствие ставить «плохие» оценки нельзя». Впрочем, подобное же отношение к этим предметам и у системы образования. Когда в конце апреля в Петербурге встал вопрос о сокращении числа уроков, проводимых дистанционно, «под нож» пошли именно эти предметы и в мае сын ими уже не занимался.

Еще одной особенностью этих предметов является то, что во время моей учебы учебников по ним у нас не было. Может в природе они и существовали, но в школе нам их не выдавали. Сейчас выдали по всем предметам, причем по физкультуре - один учебник сразу на все четыре года начальной школы. Учебники (за исключением физкультуры) активно используются на уроках и при выполнении домашних заданий. Мы в свое время были лишены возможности как увидеть систему курса в целом, так и повторить теоретический материал дома. Конспекты в начальной школе вести еще не умели, так что довольствовались тем, что удалось усвоить на уроке.

Начнем с Изобразительного искусства. Класс учился по учебнику Е.И. Коротеевой «Изобразительное искусство. Искусство и ты», который входит в комплект учебников 1-4 класса по программе, разработанной под руководством Б,М. Неменского. Задачей преподавания изобразительного искусства в это программе ставится «формирование художественной культуры как неотъемлемой части культуры духовной», как написано в обращении к учителям и родителям. В ходе обучения у детей не просто развиваются «умения и навыки художественной деятельности» (то есть не просто учат рисовать или лепить), а формируется «художественно-творческая активность, интерес к внутреннему миру человека, к осознанию своих личных связей с искусством». Ну, по крайней мере, это декларируется.

В первом классе школьники познакомились с тремя видами художественной деятельности: изобразительной, декоративной и конструктивной, которые в учебнике представлены в лице трех братьев-волшебников: Мастера Изображения, Мастера Украшения и Мастера Постройки. И, соответственно, осуществляли эти виды деятельности: рисовали карандашами, фломастерами, гуашью, делали аппликации и коллажи, придумывали орнаменты, изготовляли из бумаги новогодние украшения, макеты домов и мебели.

Материал второго класса разбит на четыре главы (по числу четвертей).
В первой главе «Как и чем работает художник» изучаются различные материалы и инструменты используемые в художественном творчестве. Различные виды красок (акварель, гуашь, масляные краски), мелки (восковые и пастель), тушь, кисть, перо, деревянная палочка, пластилин, бумага. Три основных цвета - красный, желтый, синий - и образование с их помощью других цветов. Влияние на цвет добавления белой или черной краски, 50 оттенков серого получение различных оттенков серого цвета путем смешения белой и черной краски.

Вторая четверть посвящена взаимоотношениями реальности и фантазии в искусстве. На примере трех видов художественной деятельности (работы трех Братьев-Мастеров) изучаются истоки творчества в природе и значение в этом процессе фантазии и воображения. Уроки называются: «Изображение и реальность», «Изображение и фантазия», «Украшение и реальность», «Украшение и фантазия», «Постройка и реальность», «Постройка и фантазия». Соответственно предлагается изобразить животных (реальных и фантастических), реальную паутинку и придуманное кружево, коллективно изготовить из бумаги уголок подводного мира и сказочный город.

Третья глава называется «О чем говорит искусство». Здесь учат выражать свои мысли, чувства и настроения в художественной деятельности. Рассматриваются на примерах картин известных художников изображение природы и моря в различных состояниях и предлагается самостоятельно изобразить их с разным настроением. Изображение характера животных на примере рисунков В. Ватагина и Е. Чарушина. Изображение характера человека. Задания предусматривают изображение доброго и злого женского и мужского образа героев сказок. Определение характера героев по их украшениям. Школьники вырезают и украшают кокошник доброй и злой героинь, щит воина-защитника и воина-агрессора. Гендерная тематика, как и в других предметах, привязана к 23 февраля и 8 марта. Опять же, никакого унисекса.

В четвертой четверти изучаются основные выразительные средства изобразительного искусства. Теплые и холодные цвета, яркие и тихие цвета. Ритм пятен, ритм линий. Продемонстрировать освоение этих средств предлагается в коллективной работе - панно «Весна. Шум птиц»: сначала с помощью пятен изображают оттаявшую землю, оставшийся кое-где снег, затем с помощью линий - пробивающиеся ростки травы, бегущие ручьи.

В качестве иллюстраций к учебному материалу используются как произведения известных художников и скульпторов, так и детские работы.

Большую помощь в освоении материала оказывают видеоуроки, которые можно найти в интернете, и ссылки на которые дает учительница. У нас в свое время такого, естественно, не было.

Материал дается системно и у мой сын информацию, полученную в первой четверти, в четвертой воспроизводил. Тридцать пять лет назад системность если и была, то в рабочей программе у учителя. Я лично никакой стройной структуры предмета «Изобразительное искусство» из школы не вынес. И понятия «художественный образ» учительница во втором классе точно не употребляла.
Так же как и в других учебниках часть заданий предназначена для коллективного творчества, что развивает способности детей работать в группе, договариваться между собой, распределять роли.
Понятно, что к рисованию может быть талант и это заметно облегчает изучение этого предмета. Но научиться основным приемам может, полагаю, любой. И ознакомиться с работами известных художников полезно тоже каждому.

P.S. За этот "Костер в ночном лесу" уже на дистанционке сын "отлично" получил по теме "Теплые и холодные цвета".



Предыдущие опусы:
«Окружающий мир». https://putin-slil.livejournal.com/3702164.html
«Русский язык». https://putin-slil.livejournal.com/3706747.html
«Литературное чтение». https://putin-slil.livejournal.com/3707946.html
«Английский язык». https://putin-slil.livejournal.com/3708680.html
«Математика». https://putin-slil.livejournal.com/3708976.html

Учат в школе...

Previous post Next post
Up