Первый блин

Jan 21, 2020 00:48

Не успели все заинтересованные лица высказаться по поводу состава рабочей группы по разработке конституционных поправок, как уже появился первый результат ее работы. Президент внес в Госдуму законопроект № 885214-7 «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации публичной власти». Что же он предусматривает:


К ведению федерации отнесено установление ограничений для занятия государственных и муниципальных должностей, должностей государственной и муниципальной службы (в том числе, связанных с гражданством иностранного государства) (пункт «т» статьи 71).

Статья 75 (про финансовую систему) дополнена положениями о МРОТ, не меньшем чем величина прожиточного минимума, о индексации социальных выплат, порядок которой должен определять федеральный закон, о формировании пенсионной системы на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений, поддержании эффективного функционирования этой системы, регулярной индексации пенсий, порядок которой опять же определяется федеральным законом.

Статья 79 дополнена положением о не исполнении в РФ решений межгосударственных органов, принятых на основании положений международных договоров РФ в их истолковании, противоречащем Конституции РФ. Положение о тот, что Россия может передавать часть своих полномочий в соответствии с международными договорами межгосударственным объединениям, если это не влечет за собой ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя РФ, было в этой статье и ранее.

Ужесточены требования к Президенту: 25 лет постоянного проживания в России вместо 10, отсутствие когда-либо гражданства иностранного государства или ВНЖ. Вопрос о праве жителей Крыма стать Президентом решен универсально. Ограничение на отсутствие гражданства иностранного государства и длительность проживания не распространяется на бывших граждан любых государств, принятых в состав России. (часть 2 статьи 81).
Из части 3 статьи 81 исключено слово «подряд». Слова «не… более двух сроков» остались. Многолетняя борьба оппозиции за сие увенчалась успехом. :)

Уточнены полномочия Президента (статья :
1. Назначает премьера, кандидатура которого утверждена Госдумой (ранее было: назначает премьера с согласия Госдумы). Кандидатуру премьера вносит тоже Президент, освобождает премьера от должности опять же Президент;
2. Утверждает структуру федеральных органов исполнительной власти по предложению премьера;
3. Принимает отставку членов Правительства (по отдельности, в том числе премьера), а также руководителей федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых он сам осуществляет;
4. Назначает членов Правительства (заместителей премьера и федеральных министров), утвержденных Госдумой (было: назначает членов Правительства по предложению премьера). Отказать в назначении утвержденных не может. Самостоятельное право их освобождения от должности осталось без изменений.
5. Назначает на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождает от должности руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами обороны (Минобороны), безопасности государства (ФСБ), внутренних дел (МВД), юстиции (Минюст), иностранных дел (МИД), предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС), общественной безопасности (Росгвардия). Госдумой такие министры, соответственно, не утверждаются.
6. Представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность Председателей, заместителей Председателей и судей Конституционного Суда, Верховного Суда; назначает председателей, заместителей председателей и судей других судов (было: представляет Совету Федерации кандидатуры судей КС, ВС; назначает судей других судов);
7. Назначает на должности после консультаций с Совфедом прокуроров субъектов федерации и освобождает их от должности (раньше назначал по представлению Генпрокурора, согласованному с субъектом федерации);
8. Вносит в Совет Федерации представление о прекращении полномочий судей КС, ВС, кассационных и апелляционных судов;
9. Формирует Госсовет. В проекте указано, что Госсовет формируется в целях «обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти, определения основных направлений внутренней и внешней политики Российской Федерации и приоритетных направлений социально-экономического развития государства». При этом в соответствии с частью 3 статьи 80 основные направления внутренней и внешней политики определяет Президент. Более конкретно будет прописано в соответствующем федеральном законе. Так что, интрига по этому вопросу сохраняется.
10. Кроме того, зафиксировано право Президента обращаться в Конституционный Суд по вопросу конституционности федеральных законов, преодолевших «вето» Президента, и федеральных конституционных законов перед их подписанием (статьи 107, 108).

К полномочиям Совфеда добавлено:
1. Назначение по представлению Президента Председателей, заместителей Председателя и судей КС, ВС (было: просто судей этих судов);
2. Прекращение по представлению Президента судей КС, ВС, кассационных и апелляционных судов за совершение несовместимых с честью проступков;
3. Проведение консультаций по предложенными Президентом кандидатурам руководителей силовых ведомств, МИДа и прокуроров субъектов федерации.

К полномочиям Госдумы добавлено:
1. Утверждение по представлению Президента премьера (было: дача согласия Президенту на назначение премьера);
2. Утверждение по представлению премьера членов Правительства (кроме упомянутых силовиков и МИДа).

К полномочиям премьера соответственно отнесено (статья 112):
1. Внесение в Госдуму кандидатур членов Правительства (кроме силовиков и МИДа).

Установлены возрастные ограничения для премьера и членов Правительства, руководителей других федеральных органов исполнительной власти (не министерств), глав субъектов федерации.

Для этих же категорий, а также для членов Совфеда (они официально названы сенаторами Российской Федерации), депутатов Госудмы, судей установлены требования по постоянному проживанию в России и отсутствию иностранного гражданства или ВНЖ.

Уменьшается численность судей Конституционного Суда (с 19 до 11), о чем, по-моему, ничего не говорили. Также дано определение Конституционного Суда: «является высшим судебным органом конституционного контроля в Российской Федерации, осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации» (объединение формулировок 1 и 3 статьей ФКЗ «О Конституционном Суде РФ»).
В полномочия КС РФ дополнительно внесено рассмотрение по запросу Президента до подписания вопроса о соответствии Конституции федеральных конституционных законов, федеральных законов, законов субъектов федерации, а также решений межгосударственных органов

Дано определение прокуратуры (расширение определения, приведенного в законе «О прокуратуре РФ»).
Изменен порядок назначения прокуроров субъектов федерации (см. выше функции Президента).

В главе 8 Местное самоуправление установлено, что органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти и осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории.

Кроме перечисленных изменений в Конституцию, законопроект предусматривает, что закон о поправках к Конституции выносится на общероссийское голосование. Механизм общероссийского голосования не определен.

Как следует из приложений к законопроекту, принятие предложенных изменений потребует внесения изменений в 34 федеральных конституционных и федеральных закона и принятия федерального закона «О Государственном Совете Российской Федерации».

Исходя из вышеизложенного, я не вижу существенного уменьшения полномочий Президента. В минус только самостоятельное назначение Правительства (без силовиков), а также слово «подряд».
«Отмена «приоритета международного права» выразилась в неисполнении решений международных органов, если они истолкованы в противоречии Конституции и наделении Конституционного Суда полномочиями по рассмотрению соответствия Конституции таких решений.»
Полномочия Госсовета так и остались в тумане. Заточенности именно на регионы в приведенных нормах нет. Есть направленность на организацию взаимодействия между органами государственной власти (к которым относятся и региональные).

Павел Крашенинников, один из руководителей рабочей группы, уже заявил, что законопроект будет дальше дорабатываться.

Так что, продолжение следует… :)

https://sozd.duma.gov.ru/bill/885214-7

Как нам обустроить Россию, много букфф

Previous post Next post
Up