(особо нервным не читать - много юридических буквов)
Президент Республики Беларусь возмущён «каторжными» условиями труда в Орше: «"Разве это рабочие места?! Темница какая-то! Каторжные люди работают за $200 в месяц!" - возмутился Глава государства условиями труда рабочих». (
http://president.gov.by/ru/news_ru/view/rabochaja-poezdka-v-orshanskij-rajon-19278/)
Ну, вроде оно зашибись как-то. Но вот декрет того же Президента №9 от 2012 года "О дополнительных мерах по развитию деревообрабатывающей промышленности":
«1. Установить, что:
1.1. в организациях, определенных в пункте 1 Указа Президента Республики Беларусь от 18 октября 2007 г. № 529 ”О некоторых мерах по развитию деревообрабатывающей промышленности“ (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 252, 1/9040) (далее - базовые организации), с работниками заключаются контракты в порядке и на условиях, предусмотренных Декретом Президента Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 29 ”О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины“ (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г., № 58, 1/512), и с учетом особенностей, установленных настоящим Декретом, на период реализации инвестиционных проектов по созданию (строительству), техническому переоснащению, модернизации и реконструкции производств продукции деревообработки (далее - инвестиционные проекты).
Контракты, заключенные с работниками базовых организаций до вступления в силу настоящего Декрета, по истечении срока их действия продлеваются в пределах максимального срока их действия, а по истечении максимального срока их действия заключаются новые контракты на период реализации инвестиционного проекта;
1.2. расторжение контракта в период реализации инвестиционных проектов по инициативе работника базовой организации возможно только с согласия нанимателя;
1.3. отказ нанимателя в расторжении контракта может быть обжалован работником базовой организации председателю областного или Минского городского исполнительного комитета;
1.4. в период действия контракта работникам базовых организаций помимо установленной в соответствии с контрактом заработной платы производится ежемесячная выплата в размере, определяемом нанимателем, в сроки, установленные в базовых организациях для выплаты заработной платы.
Указанные ежемесячные выплаты не включаются в состав заработной платы;
1.5. при расторжении контракта с работником базовой организации по инициативе нанимателя либо по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, в соответствии с законодательством суммы ежемесячных выплат подлежат возврату указанным работником нанимателю в месячный срок со дня расторжения контракта, за исключением увольнения по основаниям, предусмотренным в пунктах 1, 2 статьи 42 и пунктах 1, 2, 5, 6 статьи 44 Трудового кодекса Республики Беларусь.
В случае невозврата работником базовой организации ежемесячной выплаты в указанный срок ее взыскание осуществляется базовой организацией в порядке, установленном в подпункте 1.6 настоящего пункта;
1.6. базовая организация по истечении срока, определенного в части первой подпункта 1.5 настоящего пункта, подает в суд по месту жительства лица, указанного в части первой подпункта 1.5 настоящего пункта , заявление о взыскании в порядке приказного производства, определенном Гражданским процессуальным кодексом Республики Беларусь, суммы ежемесячных выплат.
Определение о судебном приказе выносится судом в трехдневный срок со дня поступления заявления о взыскании суммы ежемесячных выплат. В случае удовлетворения судом требований базовой организации с лица, указанного в части первой подпункта 1.5 настоящего пункта, взыскивается государственная пошлина в размере одной базовой величины. Уведомление этого лица о вынесении в отношении его определения о судебном приказе о взыскании суммы ежемесячных выплат, направленное судом по последнему известному месту жительства этого лица, считается надлежащим уведомлением.
Лица, указанные в части первой подпункта 1.5 настоящего пункта:
трудоустроенные на день вынесения определения о судебном приказе, - возмещают сумму ежемесячных выплат из заработной платы, получаемой по новому месту работы;
не трудоустроенные на день вынесения определения о судебном приказе, - по заявлению базовой организации, подаваемому вместе с заявлением о взыскании суммы ежемесячных выплат, подлежат трудоустройству в базовую организацию, осуществлявшую ежемесячные выплаты. Вопросы трудоустройства указанных лиц должны быть решены судом в определении о судебном приказе о взыскании суммы ежемесячных выплат. Указанные лица должны явиться в базовую организацию для трудоустройства и приступить к работе не позднее трех дней, следующих за днем вынесения определения о судебном приказе.
С этими лицами заключаются контракты на условиях, предусмотренных настоящим Декретом, за исключением условия, определенного в подпункте 1.4 настоящего пункта. Сумма ежемесячных выплат возмещается указанными лицами из заработной платы, получаемой в базовой организации.
Контроль за явкой на работу трудоустроенных по судебному определению в базовые организации лиц осуществляют наниматели совместно с органами внутренних дел;». (
http://president.gov.by/ru/official_documents_ru/view/dekret-9-ot-7-dekabrja-2012-g-1493/ Посмотрим на опыт СССР.
Указ Президиума Верховного совета СССР от 26 июня 1940 года «О переходе на восьмичасовой рабочий день, на семидневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений» (Утверждён Законом СССР от 7 августа 1940 года «Об утверждении Указа Президиума Верховного Совета СССР „О переходе на восьмичасовой рабочий день, на семидневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений“):
«3. Запретить самовольный уход рабочих и служащих из государственных, кооперативных и общественных предприятий и учреждений, а также самовольный переход с одного предприятия на другое или из одного учреждения в другое.
Уход с предприятия и учреждения или переход с одного предприятия на другое и из одного учреждения в другое может разрешить только директор предприятия или начальник учреждения.
4. Установить, что директор предприятия и начальник учреждения имеет право и обязан дать разрешение на уход рабочего и служащего с предприятия или из учреждения в следующих случаях:
а) когда рабочий, работница или служащий согласно заключению врачебно - трудовой экспертной комиссии не может выполнять прежнюю работу вследствие болезни или инвалидности, а администрация не может предоставить ему другую подходящую работу в том же предприятии или учреждении, или когда пенсионер, которому назначена пенсия по старости, желает оставить работу;
б) когда рабочий, работница или служащий должен прекратить работу в связи с зачислением его в высшее или среднее специальное учебное заведение.
Отпуска работницам и женщинам - служащим по беременности и родам сохраняются в соответствии с действующим законодательством.
5. Установить, что рабочие и служащие, самовольно ушедшие из государственных, кооперативных и общественных предприятий или учреждений, предаются суду и по приговору народного суда подвергаются тюремному заключению сроком от 2-х месяцев до 4-х месяцев.
Установить, что за прогул без уважительной причины рабочие и служащие государственных, кооперативных и общественных предприятий и учреждений предаются суду и по приговору народного суда караются исправительно - трудовыми работами по месту работы на срок до 6 месяцев с удержанием из заработной платы до 25 %.
В связи с этим отменить обязательное увольнение за прогул без уважительных причин.
Предложить народным судам все дела, указанные в настоящей статье, рассматривать не более чем в 5-дневный срок и приговоры по этим делам приводить в исполнение немедленно.
6. Установить, что директора предприятий и начальники учреждений за уклонение от предания суду лиц, виновных в самовольном уходе с предприятия и из учреждения, и лиц, виновных в прогулах без уважительных причин, - привлекаются к судебной ответственности.
Установить также, что директора предприятий и начальники учреждений, принявшие на работу укрывающихся от закона лиц, самовольно ушедших с предприятий и из учреждений, подвергаются судебной ответственности».
В комплект к нему шло это: «Постановление Совнаркома СССР от 26 июня 1940 года № 1099 «О повышении норм выработки и снижении расценок в связи с переходом на 8-часовой рабочий день»
В связи со статьей первой Указа Президиума Верховного Совета от 26 июня 1940 г. об увеличении продолжительности рабочего дня до 8 часов Совет Народных Комиссаров Союза ССР постановляет:
1. Сохранить без изменения существующие дневные тарифные (или учетные) ставки и месячные должностные оклады рабочих и служащих.
2. Повысить нормы выработки и снизить сдельные расценки пропорционально увеличению продолжительности рабочего дня.
3. Проведение настоящего Постановления возложить на народных комиссаров, директоров предприятий и начальников учреждений».
То есть больший по продолжительности рабочий день за те же деньги. Отменена уголовная ответственность за самовольное увольнение, а также восстановлено право на увольнение по собственному желанию было только в 1956 году (указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 апреля 1956 г. «Об отмене судебной ответственности рабочих и служащих за самовольный уход с предприятий и из учреждений и за прогул без уважительной причины»). Но даже в Советском Союзе с работника не взыскивали заработанные деньги. В том числе - с помощью селюковской хитрости, путём вывода выплат из-под понятия заработной платы.
Статья 1 Конвенции Международной организации труда от 1 июля 1949 г. № 95 «Относительно заработной платы»: «В целях настоящей Конвенции термин "заработная плата" означает независимо от названия и метода исчисления всякое вознаграждение или заработок, могущие быть исчисленными в деньгах и установленные соглашением или национальным законодательством, которые предприниматель должен уплатить в силу письменного или устного договора о найме услуг трудящемуся за труд, который либо выполнен, либо должен быть выполнен, или за услуги, которые либо оказаны, либо должны быть оказаны». Ну, статья 57 Трудового кодекса Республики Беларусь, собственно, о том же: «Заработная плата - вознаграждение за труд, которое наниматель обязан выплатить работнику за выполненную работу в зависимости от ее сложности, количества, качества, условий труда и квалификации работника с учетом фактически отработанного времени, а также за периоды, включаемые в рабочее время».
Пункт 1 статьи 1 Конвенции Международной организации труда № 29 от 28 июня 1930 года «Относительно принудительного или обязательного труда»: «Каждый член Международной Организации Труда, который ратифицирует настоящую Конвенцию, обязуется упразднить применение принудительного или обязательного труда во всех его формах в возможно кратчайший срок.». Пункт 1 статьи 2 этой же Конвенции: «В смысле настоящей Конвенции термин "принудительный или обязательный труд" означает всякую работу или службу, требуемую от какого-либо лица под угрозой какого-либо наказания и для которой это лицо не предложило добровольно своих услуг».
Конвенция Международной организации труда № 105 «Об упразднении принудительного труда» (1957 г.) ужесточает требования и закрепляет обязательства государств не прибегать к какой-либо его форме в качестве:
средства политического воздействия или воспитания либо в качестве меры наказания за наличие или выражение политических взглядов или идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной либо экономической системе;
метода мобилизации и использования рабочей силы в целях экономического развития;
средства поддержания трудовой дисциплины;
средства наказания за участие в забастовках;
меры дискриминации по признакам расовой, социальной и национальной принадлежности или вероисповедания.
Две последние конвенции МОТ рассматриваются как основополагающие. Ну и в Конституции Республики Беларусь тоже содержится (часть четвёртая статьи 41): «Принудительный труд запрещается, кроме работы или службы, определяемой приговором суда или в соответствии с законом о чрезвычайном и военном положении».
Вишенку на тортик. "Всеобщая декларация прав человека" (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948); пункт 1 статьи 23 «Каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы».
Поясню на пальцах. Никто, кроме суда, и, если это не военная служба или чрезвычайное положение, не вправе ограничивать человека в свободном выборе работодателя. Соответственно - в праве на увольнение по собственному желанию. Просто потому, что человеку вдруг так захотелось. Ну, пятка левая у него вдруг зачесалась. Или повыгоднее что для себя нашёл. Или надоело просто. Иначе это однозначно трактуется как принудительный труд. Хреновое экономическое положение работодателя или деревообрабатывающей отрасли Белоруссии - не отмазка.
Никто не вправе делить всё выплачиваемое работнику за его труд на «это - заработная плата, а это - другая хрень, хотя тоже деньги за твою работу». Хреновое экономическое положение работодателя или деревообрабатывающей отрасли Белоруссии - не отмазка.
Из приведённых нормативных правовых актов СССР и РБ усматривается прямой запрет работнику распоряжаться своим трудом - он ограничивается в этом решением его работодателя. Из приведённого декрета Президента Республики Беларусь усматривается, что из заработной платы работника юридическим ухищрением вычленяется некая сумма, по сути - являющаяся вознаграждением за труд, и полностью попадающая под юридическую категорию "заработная плата". Это сделано для обхода запрета на удержание "постфактум" заработанного и выплаченного вознаграждения за труд. Вся эта казуистика направлена на то, чтобы лишить работника возможности смены места работы, закрепить его за этим местом, под угрозой судебного преследования - либо лишения свободы (СССР), либо трудоустройством вне его желания по суду и экономическими санкциями (РБ). Если это не принудительный труд, то что же?
То есть, возмутившись "каторжным" трудом в неподходящих для того условиях, что, безусловно, правильно, но на публику, Президент РБ не счел нужным отменить собственный декрет, нарушающий:
- Всеобщую декларацию прав человека;
- минимум три конвенции Международной организации труда;
- Конституцию Республики Беларусь (Конституционный суд РБ куда смотрит?) и Трудовой кодекс Республики Беларусь.
Да, понимаю, вставить пропиздон министрам - куда как проще (
https://twitter.com/dibart1/status/1029329447521054720/video/1 ). Начать соблюдение правовых норм с себя, любимого, и с собственных распоряжений - оно сложнее. И, если социальное государство в версии Лукашенко включает в себя элементы репрессий имени СССР - остаётся поздравить земляков. Я как-то думал, что фабричное рабство из законодательной моды вышло. Ошибался, чо.
Отдельный прикол в том, что единственной дополнительной мерой по развитию деревообрабатывающей промышленности Синеокой является лишение рабочих этой отрасли их естественного права на свободный труд. И да, в СССР в 1940-м ещё много такого интересного было. И о запрете увольняться комбайнёрам и трактористам, и указ Президиума ВС СССР от 19 октября 1940 года "О порядке обязательного перевода инженеров, техников, мастеров, служащих и квалифицированных рабочих с одних предприятий и учреждений в другие", и "Учащиеся Ремесленных, Железнодорожных училищ и школ ФЗО за самовольный уход из училища (школы), а также за систематическое и грубое нарушение школьной дисциплины, повлекшее исключение из училища (школы), подвергаются по приговору суда заключению в трудовые колонии сроком до одного года" (указ ПВС СССР от 28 декабря 1940 года). И о рассмотрении всех этих дел "народными судьями единолично, без участия народных заседателей" (указ ПВС СССР от 10 августа 1940 года). Так что есть куда расти.
Кто там сказал про трусы или крестик?
(помочь автору:
https://ladik2005.livejournal.com/504121.html )