«Декрет о национализации»

Feb 17, 2018 11:38

13 февраля 2018 г. депутатами от КПРФ в Госдуму был внесен законопроект № 388113-7 «Об основах национализации в Российской Федерации».

В пояснительной записке авторы объясняют необходимость принятия данного закона тем, что, хотя статья 235 Гражданского кодекса РФ предусматривает возможность обращения в государственную собственность имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц (национализация) на основании закона с возмещением стоимости этого имущества и других убытков, порядок проведения национализации до сих пор законодательством не урегулирован.

Урегулировать его предлагается следующим образом.
Под национализацией понимается возмездное принудительное изъятие имущества, находящегося в частной собственности, и его обращение в федеральную собственность. Национализация производится в целях «обеспечения государственных нужд РФ, связанных с повышением общей эффективности и социальной ориентированности экономики, обеспечения национальной безопасности и суверенитета РФ, обеспечения законности, социальных прав граждан и сохранения национального достояния». Пока , вроде все нормально. Но дальше начинаются вопросы.

К объектам, которые могут подлежать национализации отнесены:
земельные участки, природные ресурсы (недра, леса, водоемы), (авторы не знают, что в соответствии со статьей 1.2 Закона РФ «О недрах» «Недра в границах территории РФ, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые и иные ресурсы, являются государственной собственностью»)

объекты стратегических отраслей экономики (энергетика, промышленность, транспорт), ( а почему, например, к стратегическим отраслям не отнесены к примеру связь? В законодательстве отсутствует понятие «стратегическая отрасль экономики»)

объекты ЖКХ, имущество, находящееся в собственности физических лиц, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, (то есть вообще любое имущество любых лиц. Модно, по-марксистски!).

организации, их части, акции (доли, паи) национализируемых юридических лиц, (авторы считают что организации являются имуществом (объектом гражданских прав), в то время как гражданское законодательство считает их лицами (субъектом гражданских прав); что такое «часть организации» (структурное подразделение ?) и как ее можно национализировать авторы не объясняют)

а также единые недвижимые комплексы.

Дальше - больше.
Как уже было сказано, национализация - это передача имущества в федеральную собственность.
Смотрим статью 6 «Способы национализации». К ним отнесены:
- изъятие объекта, подлежащего национализации, и обращения его в федеральную собственность (спасибо, кэп);
- увеличение за счет средств федерального бюджета стоимости имущества, в том числе посредством увеличения уставного (складочного) капитала организации, в результате которого государство приобретает контрольный пакет акций (долей, пая) национализируемой организации (то есть имущество при этом не изымается, а в лучшем случае создается путем выпуска новых акций, которые и будут находиться в федеральной собственности);
- передачи организации, контрольный пакет акций (долей, пая), которой находится в федеральной собственности, контрольного пакета акций (долей, пая) национализируемой организации. (то есть авторы не знают, что даже если в собственности государства находится 100 % акций акционерного общества, имущество, находящееся в собственности такого общества, в том числе акции других общества, будет находиться в частной собственности этого общества, а не в государственной собственности).

Национализация осуществляется как крайняя мера на основании принимаемых в каждом конкретном случае отдельных законов о национализации. Проекты таких законов подлежат общественному обсуждению, с рассмотрением полученных замечаний и предложений Росимуществом.

Основаниями национализации имущества являются:
- угроза массового сокращения штат работников градообразующей организации или социально значимой организации, вызванная действиями (бездействием) собственника имущества либо органа управления такой организации (в случае частных коммерческих организаций собственником их имущества являются они сами, определения понятия «социально значимая организация» в законодательстве нет);
- фактическое прекращение функционирования организации, имеющей стратегическое значение, признание его (видимо, организации :)) несостоятельным (банкротом);
- объявление национализируемого объекта общенациональным достоянием (понятие «общенациональное достояние» в законодательстве упоминается только по отношению к особо охраняемым природным территориям; в зависимости от типа таких территорий, изъятие земельных участков на них в собственность государства может и не осуществляться, например в случае государственных природных заказников и памятников природы);
- монопольное или доминирующее положение организации, которое не может быть преодолено вследствие естественной монополии или иных причин при наличии достаточных для этого оснований (то есть любая естественная монополия, причем критерии «достаточности оснований» не устанавливаются);
- приватизация государственных или муниципальных предприятий, проведенная с нарушением законодательства РФ или по заведомо заниженным ценам (для подтверждения такого основания, очевидно, требуется решение суда);
- приобретение контрольных пакетов акций акционерных обществ, создаваемых на базе российских государственных-организаций монополистов, нерезидентами с иностранным капиталом (а продажу акций таких общества таким лицам не легче регулировать?);
- иные основания, определяемые в соответствии с целями обеспечения государственных нужд и интересов РФ, связанные с необходимостью повышения общей эффективности и социальной ориентации экономики, обеспечением национальной безопасности и суверенитета РФ (то есть по любым основаниями).

Инициатива национализации принадлежит Президенту РФ, членам Совета Федерации, депутатам Госдумы, Правительству РФ и реализуется путем внесения в Госдуму соответствующего проекта закона о национализации.

Законопроектом предусматривается возможность собственника имущества защитить свои права, но в несколько странной форме. Так, он может представить в Росимущество план мероприятий, который в частности должен содержать «конкретные меры направленные на прекращение обстоятельств, являющихся основанием национализации» (какие мероприятия должен предложить собственник для прекращения «объявления национализируемого объекта общенациональным достоянием» ?). Причем такой план собственник имеет право представить в течение шести месяцев после даты вступления в силу закона о национализации (то есть в течение шести месяцев этот закон не будет исполняться ?). В случае принятия этого плана Росимуществом, Правительство вносит в Госдуму «проект федерального закона о внесении изменений в отдельный федеральный закон о национализации в части изменения срока вступления его в силу» (хм, так он же уже вступил в силу, если подать план собственник имеет в течение шести месяцев после вступления закона в силу). А вот в случае отклонения такого плана Правительством, это решение может быть обжаловано в суде (а не проще ли обжаловать в суде сам закон ?).

В общем, очевидно, что в таком виде этот законопроект принят Госдумой не будет, ввиду явного противоречия Гражданскому кодексу. Немного радует тот факт, что коммунисты признают национализацию исключительной мерой, требующей принятия в каждом конкретном случае отдельного закона, с подробным указанием сведений о составе национализируемого имущества и с получением заключения Правительства РФ на проект закона. То есть национализировать целые отрасли одним «взмахом шашки» по этому закону не получится.

sozd.parlament.gov.ru/bill/388113-7

Как нам обустроить Россию, много букфф, Шарикову не наливать !

Previous post Next post
Up