Студент из Донецка - о миграционной политике, отмене льгот и настроениях среди земляков
С начала конфликта на востоке Украины прошло уже два года. За это время в Белгородскую область из Луганска и Донецка приехали сотни человек. Корреспондент «Фонаря» поговорил с Александром Невским, который учится в магистратуре Белгородского госуниверситета и возглавляет координационный совет студентов Донбасса НИУ «БелГУ». Он рассказал о негативных моментах, с которыми столкнулись приехавшие, о новогоднем желании, которое так и не сбылось, и о «братском жесте», не доведённом до конца.
Александр Невский (второй справа)
- Александр, сколько всего украинских студентов учатся в Белгородской области?
- В 2014 году квота на студентов с востока Украины была 250 мест в год. Потом эту цифру увеличили до 480 мест. В прошлом году приехало 262 человека. Получается, что всего в Белгородской области по этой программе учится около 700 украинских студентов, и все они обучаются в БелГУ.
- А почему только в БелГУ?
- В конкурсе на бесплатный приём студентов с Украины участвовало 14 университетов по всей России. От Белгородской области участвовал только Белгородский госуниверситет. При поступлении конкурс был минимальным. К нам не придирались - если человек не проходил на одну специальность, его пытались устроить на другую. Я знаю, что есть студенты, которые всё равно поступили в БГТУ им. В. Г. Шухова, но я не знаю, получают они льготы или нет. Тут надо акцентировать внимание на том, что места на обучение выделялись сверх имеющихся. Пожалуй, это единственный негативный момент - мы сталкивались с непониманием людей, которые думали, что мы занимали их бюджетные места. В целом, украинские студенты чувствуют себя в Белгороде как дома. Никаких национальных гонений нет, языкового барьера тоже.
- На кого учатся студенты?
- Получается разнообразный срез: 60 человек поступили в медицинский институт, 150 - в институт инженерных технологий и естественных наук, около 100 человек учится на гуманитарных специальностях, ещё человек 150 поступили в педагогический институт. За весь этот период мы потеряли около 30 студентов, из которых 20 были отчислены по собственному желанию. Остальные - не смогли справиться со сдачей сессии.
Координационный совет студентов Донбасса НИУ «БелГУ»
- Вы говорили о льготах. О каких именно льготах идёт речь?
- Когда мы приехали, с нами активно сотрудничал центр социального развития университета. Через него проходили все государственные льготы. Каждый день нам на карту переводили 275 рублей на питание в университетской столовой. Этого вполне хватало, чтобы три раза поесть. Помимо этого, мы бесплатно жили в университетском общежитии. Теперь этих льгот нет. Они длились два года и в декабре закончились. Могу сказать, что вуз по возможности помогает. Сейчас все студенты, независимо от учебных успехов, получают около 2 тысяч рублей стипендии. Для инвалидов и учащихся из малоимущих семей мы добились ректорской стипендии - она составляет около 5 тысяч рублей.
- Как себя чувствуют студенты без льгот?
- Часть студентов сразу съехали из общежития - одни к родственникам, другие начали коллективно снимать квартиры. Большого оттока обратно на Украину не произошло. В основном все подрабатывают и экономят. Возможно, часть студентов уедет после завершения учебного года, чтобы переехать и восстановиться в Донбассе. Но, с другой стороны, я был в Донецке и видел, что там относительный мир, но сейчас там полная неопределённость с будущим. Родители пересылают студентам последние деньги, чтобы они получили образование здесь. Первому и второму курсу без родительской помощи тяжело. Помню, как я выступал на нашем собрании и просил студентов перед Новым годом загадать желание, чтобы в новый бюджет заложили для нас поддержку. Но уже в декабре, на месяц раньше, льготы закрыли. Мы писали в правительство РФ, просили частично восстановить дотации, но увы. С другой стороны, вы должны понимать, что 80 процентов учащихся поступили на начальные курсы. О чём они могут думать? Сессия, студенческие забавы, конкурсы, КВН - люди ведут активный образ жизни, они не обеспокоены складывающейся ситуацией. А вот те, студенты, которым скоро выпускаться, сейчас переживают.
- Переживают?
- Поймите: мы очень благодарны России. Она сделала благородный, братский жест.
Это определённая инвестиция в профессиональные кадры, которые здесь будут работать, но, как показывает практика, миграционная политика в отношении украинских студентов не доведена до конца. Сейчас мы находимся в статусе иностранных студентов, но, как только мы закончим университет, - всё, будет непонятно, что делать дальше. Чтобы здесь остаться жить, нам нужно получить гражданство. Для этого надо оформить временное проживание, вид на жительство и только потом стать гражданином страны. Мы столкнулись с тем, что УФМС очень загружено и не может нам помочь. Это понятно, ведь Белгород - приграничный город, тут люди живут в очередях на получение гражданства.
Сейчас мы пробуем добиться от университета централизованного выделения квот на гражданство для выпускников. Пока идёт со скрипом.
- А в очередь на гражданство вы встали?
- Если прийти в УФМС с улицы и спросить, есть ли квоты, то вам ответят, что нет. И так постоянно. «Когда приходить?» - «На следующий год». Люди приходят 7 января. «Есть?» - «Уже нет». Как только мы получаем диплом, у нас есть семь дней, чтобы покинуть страну или получить законный статус. В этот срок реально получить только разрешение на временное проживание. Можно, конечно, ещё выехать из страны и въехать уже с «частной целью визита». Тогда здесь можно будет жить 90 дней, но подряд так делать не получится - после каждого раза нужно ждать три месяца.
- Сколько студентов находятся в такой ситуации?
- В этом году таких будет человек 30. В основном это магистранты, которые закачивают второй год магистратуры. Поэтому в последнее время мы сильно озаботились проблемой дальнейшей жизни. Некоторые переезжают в соседние области, потому что там легче получить гражданство.
- Что будет завтра, если на востоке Украины объявят мир и станет понятно, что ситуация полностью нормализовалась?
- Я думаю, что многие вернутся домой, ведь студенты, даже те, кто сейчас работает, находятся на поддержке родителей. Сами понимаете, что родителям тяжело.
- Студенты хотят домой?
- Хотят.
- Но вы рассуждаете о проблемах получения гражданства. Вы бы не вернулись?
- Всё-таки дом есть дом. Если там будет всё так, как было до войны… сложный вопрос. Думаю, что если у человека получится здесь зацепиться, то, скорее всего, он всё-таки останется здесь.
Источник