Tinker, tailor, soldier, spy (Шпион, выйди вон!)

Sep 26, 2012 17:15


- Какая разница между разведчиками и шпионами?
- Разведчики - это совесткие герои,
а шпионы - подлые агенты империалистических разведок.
(из разговора с моим любимым университетским профессором)
У нас серо, дождливо и промозгло, так что в самый раз смотреть английскую классику, снятую шведским режиссером.



Сначала про классику. Известная серия романов бывшего агента МИ6 про будни английской разведки. Ввиду осведомленности автора, книги насыщены информацией и деталями, и речь не о государственных тайнах, а скорее о рутинных элементах повседневной жизни, психологии отношений и профессиональном этикете этого закрытого клуба.

Сюжет разворачивается в ранние семидесятые, когда после провальной операции в Будапеште, вынужден уйти в отставку Контрол, председатель, так называемого, "Цирка" - главного органа английской разведки. Вместе с ним уходит и его правая рука Смайли. Контрол умирает в больнице почти сразу после отставки, а Смайли ведет унылую жизнь пенсионера, тоскуя по бросившей его жене и задумчиво плавая в пруду.

Гиллем, глава отдела охотников за головами, выясняет, что кто-то из четырех оставшихся членов Цирка работает на советскую разведку. Оказывается, что целью операции в Будапеште было разоблачить предателя, для этого Контрол дал каждому из циркачей кодовое имя из детской считалочки - tinker, tailor, soldier, poorman, beggarman. У Гиллема свои счеты с этим кротом, потому что из-за утечки информации его группа разведчиков была раскрыта и казнена в Африке. Гиллем обращается в министерство, и там решают, что никто лучше Смайли не сможет вычислить крота.

Про героев

Главный герой (beggarman) - это, своего рода, анти Бонд. Гари Олдман в этой роли бесподобен. Серый костюм, серый макинтош, пепел проседи в волосах, серое лицо, которое невозможно запомнить. Мы ни разу не видим его за рулем хоть какого-нибудь автомобиля, не видим бегущим, стреляющим, пьющим мартини, отпускающим циничные фразочки. Ему жена изменяет! Он только и делает, что думает. Просто сидит в кресле и думает, а если с кем и разговаривает, то вполголоса и проникновенно. При этом от Олдмана глаз не оторвать. Как так? Волшебник!



Питер Гиллем - блестящий молодой человек. Он единственный позволяет себе выделятся из серой толпы: слегка вальяжные манеры, франтоватый костюм, автомобиль - барышни млеют. Он берет на себя опасную и неприятную работу следить за своими и выполняет ее с успехом, пусть ценой собственного личного счастья. Тут я совершенно отказываюсь быть беспристрасной, ибо, каюсь, I'm sherlocked and cumberbatched (в смысле влюблена в бибисишного Шерлока в исполнении Бенедикта Камбербетча, который играет Гиллема в этом кинЕ).



Рикки Тарр - человек Гиллема, узнает о существовании крота от жены русского дипломата (Светлана Ходченкова), в которую страстно влюбляется. Очень мне нравится Том Харди, еще с Inception (в русском варианте "Начало"). Надо бы третьего Бетмана посмотреть, говорят, он там хорош. Прекрасный контраст: метущийся, эмоциональный охотник за головами на фоне сливающихся со стенами кабинетных агентов, смотрится особенно ярко.



Ну, и Цирк, конечно. Именно из этого списка Смайли должен исключить предателя.




Лудильщик (tinker) - Аллелайн. Мелкий и неприметный, он представляет прямую опозицию Контролу, поддерживает проект, который оказывается советской уткой. Весьма амбициозен и агрессивен.

Портной (tailor) - Хейдон. Еще лет десять назад он был таким же как Гиллем - блестящим молодым франтом (чудный-чудный Колин Ферт). В нем до сих пор осталась ленивая вальяжность золотого мальчика. Он поддерживал Контрола до конца и был дружен с агентом, погибшим в Будапеште.

Солдат (soldier) - Бленд. Прямой и достаточно резкий, действительно производит впечатление старого вояки. Он и Аллелайн работают вместе.

Бедняк (poorman) - Эстерхейз. Его в свое время нашел Контрол, выпестовал его, помог встать на ноги и продвинуться по карьерной лестнице. Когда Эстерхейз почуствовал, что начальник теряет власть, он переметнулся на сторону Жестянщика и Солдата. Приспособленец.

Про картинку

Картинка хороша. Лента выдержана в серо-коричневых тонах, лишь издерка мелькает яркая деталь: бирюзовый галстук Гиллема, красные носки Хейдона. Режиссер при любой возможности расчерчивает кадр прямыми линиями, оконными рамами, прутьями ограды, тенью на полу, и мы как будто подглядываем за героями из-за угла, сквозь плотный туман и мутные стекла витрин. Вступление и концовка фильма смонтированы великолепно.











В итоге, если вам по душе фильмы в стиле "взболтать, но не перемешивать", то вам не сюда. Тут скорее "осторожно влить коньяк в кофе, аккуратно перемешать, чтоб не осела пенка, и вдумчиво тянуть мелкими глотками".

я так думаю!, красиво, кино

Previous post Next post
Up