Рефлексивные соображения к переходу на завершающий этап проекта "Путь к здоровью"

Aug 04, 2017 17:41

Основная проблема, которую можно сформулировать и попытаться проанализировать по результатам проведенных работ и мероприятий - это проблема создания НОВЫХ практик, занятий и форм деятельности людей в том, что касается их здоровья. Причём таких новых, которые строятся с учетом и на основании древних практик с длинной историей. То есть НОВИЗНА - это по большей части проблема выбора, отбора и освоения в соответствующей методической форме.

Если попробовать упростить формулировку, то основной, ключевой мыслью здесь является представление о НОВОМ, другом, ином. Это НОВОЕ необходимо, во-первых, по формальным основаниям: в "старом" - ты болеешь, а в НОВОМ здоров. Или: в старом (прошлом) ты был здоров, а в НОВОМ - заболел. Вот этот момент перехода от "старого" к "новому" и необходимо подробно описывать, анализировать. Собственно, эту точку и можно понимать, как основную позицию "проектирования" собственной жизни (и любого другого типа проектов).




Но здесь необходимо учесть двойственность ситуации. Особенно в широко распространённой, но мало осмысленной логике "распространения лучших практик".
В случае, когда речь идет о презентациях, отчетах и прочих парадных аспектах практик здоровья, сообщается: у нас всё есть! Ничего НОВОГО не надо, "старое" бы прокормить. Есть таблички и формы, которые заполняют мастера, инструкторы, врачи, есть описания, инструкции, диагностические процедуры в соответствии с "прайсами" и не хватает только денег, чтобы их (эти деньги) освоить...
В случае, когда речь идет об индивидуальных проблемах со здоровьем, или массовых, статистических процессах, то оказывается, что "ничего нет!" в общем-то. Это легко ощущает каждый человек, у которого что-то заболело, или которому поставили диагноз.



В нашем проекте мы понимаем отдельно взятую "практику здоровья", как единичку всего многообразия занятий и деятельностей, связанных со здоровьем. Причем, соответственно, в двух аспектах:
1. Как эту "практику здоровья" увидеть (как НОВОЕ), оформить и освоить (присвоить) для себя? И как из отдельных "практик" собрать для себя привычные занятия и образ жизни, в котором собственное здоровье будет если не прирастать, то хотя бы сохраняться;
2. Как увидеть, выделить, оформить и описать методически то, что уже есть (из старого) и работает? Здесь возникает основная проблема - проблема СРЕДСТВ этого описания. Так как с одной стороны, "практик здоровья" и их описаний несметное количество, которое разрастается, как снежный ком. А с другой - распространяются большей частью "практики" и условия жизни, ухудшающие и уничтожающие здоровье, или "практики" по борьбе и искоренению "плохих практик"...



Мы исходим из позиции, что с одной стороны - НОВЫХ, хороших и удобно оформленных "практик здоровья" нет (дефицит) и их надо придумывать, разрабатывать и создавать. Принцип "проектирования без прототипов". Здесь видится процесс вовлечения широкого круга людей вот в это конструирование, проектирование собственной жизни и в том числе "практик здоровья", а не "потребительское отношение", когда заболевший чем-то непонятным человек испуганно соображает - "кто отвечает за моё здоровье?!", и кому лучше "заплатить" и прикупить нужное "количество здоровья" по соответствующему возможностям сочетанию "цена-качество"...
И с другой стороны - как эти НОВЫЕ, проявившиеся в процессах проектной коммуникации "практики здоровья" протестировать, проанализировать и сопоставить с имеющимся опытом "старых-добрых" практик, веками доказавших свою эффективность...
В этом смысле имеющиеся процедуры сертификации, лицензирования и др. представляются мало эффективными, так как связаны с интересами игроков, продвигающих свои "продукты здоровья".



Кроме того, в современном технологическом пространстве - сети, инфраструктуры, цифровые технологии, нейросети и "цифровой разум" etc. - требования к оформлению и возможности трансляции "практик здоровья" развиваются и меняются мгновенно и обвально. Существующая методическая работа по созданию новых форм "упаковки" и передачи практик совершенно не сопоставима с новыми условиями. Кроме того, коммерческие подходы и желание быстро заработать на использовании интереса к "древним", "подлинным", "аутентичным" и т.п. подходам и методам приводит к профанации и обесцениванию всего содержания внутренних практик, начиная с терминологии.



Если говорить отдельно о методическом оформлении "практик здоровья", то здесь видится два проблемных фокуса
(см. Схему 1).



Во-первых, средства методической работы, сформировавшиеся в прошлом и собранные в стандартах и других нормативных документах, непригодны для решения проблемы здоровья и описания "практик здоровья". В настоящее время требуется (уже начинают складываться новые подходы и образцы) совершенно новый подход к пониманию здоровья, лечения, медицины. Поэтому возрастает ценность любых новых попыток "практиковать здоровье", несмотря на все мыслимые и немыслимые опасности;
Во-вторых, (см. Схему 1) даже в случае удачного методического оформления той или иной эффективной "практики здоровья", внешний обвод в Схеме 1 (Условия - организационные формы и схемы коммуникации) эту практику не пропустит. Возникает "конфликт норм" и "конфликт интересов" - непонятно! недопустимо! разрушает сложившиеся процессы распределения и т.д.

Рабочий момент из стенограмм мероприятий:
"надо доучиться самим видеть в чём угодно "знаковые средства" для организации коммуникации, процессов подготовки к формированию новой деятельности. а потом пробовать это видеть, конструировать и собирать вместе с детьми. Вот в этом и формируются всякие тренировки и тренажёры...

С позиции организации программ и процессов подготовки сразу просматриваются два варианта:
1 - плохой (обычный). Есть, типа, "содержание" (предметное, тематическое, культурное и проч.), которое надо освоить ("пройти"). Это содержание упаковано, как "материал" в параграфы, уроки, учебные планы и его "ДАЮТ" учителя, тренеры, инструкторы. Теперь надо организовать образовательную программу так, чтобы каждый ученик это "содержание" осмыслил, то есть придал ему "СМЫСЛ". (или хотя бы заучил на время до экзамена, показательного выступления).
цепочка: "содержание" - "смысл" - "применение/употребление"
2 - хороший (НОВЫЙ). Создается ситуация в коммуникационной игре ("применение/употребление"). Ситуация имеет проблемный и деятельностный характер. Фиксируются СМЫСЛЫ, проявившиеся в обсуждениях в группах. Эти ухваченные смыслы доводятся до формулировок, дополняются при необходимости нужной информацией и сведениями из различных предметно-профессиональных и тематических областей. И всё это собирается в доклад (СБОРКА). Вот эта сборка и есть СОДЕРЖАНИЕ, новое содержание.
то есть цепочка: "применение/употребление" (проблема) - "смысл" - "содержание" (как ситуативная СБОРКА).
Теперь, опираясь на это спроектированное, рожденное и выращенное содержание можно сопоставлять какие-то схемы, структуры и знаниевые области. У ученика появляется позиция, с которой можно что-то понимать и анализировать...
Мне кажется, что Событие всяких мировых открытий, Эйнштейн, Леонардо, Менделеев etc, вполне сопоставимо с Событием такой "СБОРКИ", происходящим в наших играх с отдельными девочками и мальчиками, бабушками и дедушками."

Эти и другие моменты уточняются в разрабатываемом Предложении по организации методической работы ("Методический семинар"), которое будет обсуждаться в Коммуникационных играх (в соответствии с календарным планом на август 2017 план-карта событий), а также будет вынесено на завершающий "Круглый стол" в сентябре 2017.

Об «единичке» практики здоровья, отчуждаемости практик, тренировках, настройке ума и ценности отдельного человека в построении структуры собственных практик здоровья. Наталия Синельникова:

image Click to view



При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 №68-рп и на основании конкурса, проведенного Благотворительным фондом «Покров»

смысл, экспертиза, путь к здоровью, интервью, мастерство, второй этап, видео, проектность, практики здоровья, фото, метод

Previous post Next post
Up