НЕДЕЦЦКИЙ МАРКС или ВЕРНОСТЬ КЛЯТВЕ

Nov 10, 2012 06:54

NOTA BENE: умственным трусам и лентяям до конца не читать.
А дети-то растут. Дочь моей подруги уже участвует в региональных олимпиадах, предмет вроде обществоведения (не знаю, так ли он называется в современных школах). "Так, "тетя Марина", дщерь моя читает программу 10-11 классов, изучает Карла Маркса, передаю трубку," - не терпящим возражений тоном сообщает подруга по телефону. А мне что, меня хлебом не корми - дай поговорить про Маркса.
- Тетя Марина! В нашем учебнике написано, что Маркс считал разделение на классы двигателем экономики...
- Значит так. Разделение общества на классы Маркс и Энгельс считали причиной эксплуатации одних людей другими, тормозом развития личности в частности и общества в целом. Высшей целью, по Марксу, было самопознание и самосовершенствование личности ради блага общества, а залогом самосовершенствования личности Маркс считал такое общественное устройство, при котором человеку не нужно было бы заботиться о выживании, чем занято сейчас 90% всей страны, в том числе - так называемый средний класс, который якобы живет в стабильности.

Слава московскому метро, подумала я, в котором мне и довелось прочесть "Марксову концепцию человека" Эриха Фромма. Начинается она словами: "Ирония истории состоит в том, что, несмотря на доступность источников, в современном мире нет предела для искажений и неверных толкований различных теорий. Самым ярким примером такого рода служит то, что делается в последние десятилетия с учением Карла Маркса. <...> Создается впечатление, что ни политики, ни журналисты ни разу не прочли ни единой Марксовой строчки <...> Самым распространенным заблуждением является идея о так называемом "материализме" Маркса, согласно которой Маркс якобы считал главным мотивом человеческой деятельности стремление к материальной выгоде, к удобствам, к максимальному благосостоянию, "обеспеченности" своей жизни и жизни своей семьи. Эта идея дополняется утверждением, будто Маркс не проявлял никакого интереса к индивиду и не понимал духовных потребностей человека: будто его идеалом был сытый и хорошо одетый "бездушный" человек. [Да-да, именно в этом заключалась критика Маркса и социалистического устройства на Западе в период становления СССР и холодной войны. прим. МК] Одновременно Марксова критика религии отождествляется с отрицанием всех духовных ценностей (ибо духовность трактуется этими интерпретаторами исключительно как вера в Бога)."

В нашей стране распространена четкая ассоциация: Маркс-Ленин-Сталин-пил кровь христианских младенцев-соседи моей бабушки сидели на чемоданах, ждали черный воронок-слава Горбачеву-позор Путину. Я, в попытке понять историю своей страны и логику ее исторического развития (чтобы так немодно любить Родину, но я клялась в том, вступая в пионеры, а клятвы я не нарушаю), предлагаю делить звенья этой цепи и рассматривать их в контексте исторических событий, которые были их предпосылками и последствиями. Если не забывать, с чего все начиналось, становится очевидно, что было целью, что - средством, а что - издержками человеческого фактора и недопонимания, достойных всяческого порицания и - исправления.

Мне горько, что в бытовухе политической мельтешни, в "хвостах, виляющих человеком", в небрежности, в эгоцентризме, в мещанских интересах, в "тебе что, больше всех надо", в ошибках недоучек, в предательстве хитровыебленных комсомольцев и "пионэров" затерялась кристально чистая, великая идея.

Обратимся снова к Фромму: "Истинная цель Маркса состояла в освобождении человека от давления экономического принуждения с тем, чтобы он мог - и это главное - развиваться как человек (формировать себя как гармоничную личность). <...> Философия Маркса на нерелигиозном языке обозначала новый радикальный шаг вперед по пути пророческого миссианства, нацеленного на полное осуществление индивидуализма, то есть, той цели, которой руководствовалось все западное мышление времен Возрождения и Реформации и до середины XIXв."

Теперь, если вспомнить, что мы получили в наследство от "страшного" и "позорного" советского прошлого, мы поймем, что получили имено это: нам бесплатно давали жилье, образование, медицинское обслуживание. Наше кино, наши театры, наш балет, наш спорт - все было доступно каждому, кто интересуется. Что мы имеем сегодня - при "демократических" порядках: ипотеку, два часа литературы в неделю, злобных и нищих врачей, учителей, выродившийся класс инженеров, разрушенное или проданное производство, ежеквартально повышающиеся платы по ЖКХ, а вскоре - налог на собственность для приватизировавших жилье, и вообще - "эту страну".

В этом свете веселее всего вспоминать, что демократия в переводе с греческого - власть народа. А по факту, современное демократическое устройство общества призывает лишь к тому, чтобы власть народа вписывалась в рамки и соответствовало целям капиталистического строя, но не больше. Неплохое ограничение? Тоже мне, власть. "В пределах разумного", как говорил Жванецикй.

Самое время привести мою любимую цитату Карла Маркса, которая, на мой взгляд, объясняет абсолютно все в нашей жизни - и политику, и бюрократию, и коррупцию, и экономические преступления, ставшие порядком в нашей стране: "Обеспечте капиталу 10% прибыли, и капитал согласен на всякое применение, при 20% он становится оживленным, при 50% положительно готов сломать себе голову, при 100% он попирает все человеческие законы, при 300% нет такого преступления, на которое он не рискнул бы пойти, хотябы под страхом виселицы!"

А ведь Маркс, по сути, вместо гегелевского "абсолютного духа", то есть, бога, поставил общество, государство, всех людей вместе. Отсюда, как я понимаю, и пошла жизненная, даже бытовая философия Советского Союза - интересы общества превыше личной, частной выгоды. И если смотреть на это не с новомодных мещанских, потребительских позиций, культивируемых капиталистическим обществом, и приводящим к одному кризису за другим, то жизнь марксиста - а не либерала, демократа, верующего, неверующего, гея, гетеросексуала и т.д. - оказывается наиболее приближена к асболюту - абсолютному духу - богу, к гармонии, к справедливости.

Вот такая диалектика.

гражданская позиция

Previous post
Up