Без эксцессов, неожиданностей и какого-либо ажиотажа прошла очередная церемония вручения кинопремии "Золотой Орел" за 2009 год. Лучшим был признан фильм "Стиляги", премьера которого состоялась в декабре 2008-го. "Стиляги" еще в апреле прошлого года получили "Нику" и еще множество призов, недобрали они только по кассовым сборам, на что не раз жаловался продюсер фильма Леонид Ярмольник.
(По мнению продюсеров, в России вообще невозможно собрать прилично - мало, мол, кинозалов. Продюсеры об этом неоднократно заявляли. И тут пришел "Аватар". И собрал в России только в 3D-залах больше все в мире. Упс. А потом пришли какие-никакие "Яйца судьбы" и первыми в мире сдвинули синее дитя Кэмерона на второе место. Упс-упс.)
Что ж, главный приз "Золотого Орла" обеспечивается $ 20 тысячами, мелочь для продюсера, а наверняка приятно и очень неожиданно...
Признаться честно, единственной неожиданностью и более-менее заслуживающим интереса моментом церемонии был выход на сцену - практически первый бал Наташи Ростовой - младшей дочки Никиты Сергеевича. Надежда вела из рук вон плохо, но, пожалуй, только это и было главным событием "Золотого Орла 2009". А призы - ну как они могли еще распределиться.
Я не знаю, как у них там, за границей на Оскаре - я не была. Но у нас - управдом телеканал друг человека. А поскольку у нас Россия и Первый по-джентльменски чередуются в праве на трансляцию церемонии, то и логика вручения наград предсказуема до смешного. В прошлом году главным фильмом года был "АдмиралЪ", в этом - "Стиляги". Кто будет в следующем - "вновь покажет "Время", вот увидите.
У премии Национальной академии кинематографических искусств и наук РФ, кажется, есть только 3 номинации, в которых мало того, что не наблюдается кровопролитной конкуренции, так еще и невозможно предугадать результат: лучший неигровой (так назвали документальный), анимационный и зарубежный фильмы.
В остальных - просто смотрим "страну-производителя": "Стиляги" - режиссер Тодоровский долгое время работал на России, ему мы должны быть благодарны в частности за сериал "Бригада" - 4 награды, "Тарас Бульба" - в продюсерах картины замгенерального ВГТРК - 3 награды. "Обитаемый остров" (един в двух фильмах) - 3 награды, ну просто потому что "Федя Бондарчук молодец", как нам сказали еще в "Изображая жертву". Ну и Карен Шахназаров, глава киноконцерна "Мосфильм", вот уже второй год получает награду как лучший режиссер в 1-ом павильоне "Мосфильма".
(Нет, в "Палате №6" действительно очень интересная режиссура, где-то новаторская... для российского кино. Но в прошлом году Карен Георгиевич получил тот же приз за снятую в духе добротного советского кинематографа "Исчезнувшую империю". Наверное, он просто действительно лучший режиссер этой страны... из тех, кто снимал в прошлом году.)
Ни одного приза не заслужил "Петя по дороге в царствие небесное", ему и главной награды ММКФ достаточно, видимо, решили отечественные киноакадемики. Ничего не выиграл "Царь", да в общем, и слава Богу, но сравнивая со "Стилягами"... Ничего не дали Соловьеву за "Анну Каренину", но для него и номинация после такого долгого забвения - уже хорошо.
С другой стороны, вспоминая ушедший киногод, как упрекнуть киноакадемиков в невнимательности? В предвзятости? Что мог бы, прищурив глаз, припомнить академикам внимательный российский зритель? Да что он видел-то - зритель этот. Что снимали в 2009 году русские режиссеры? Что донесли до кинотеатра прокатные компании? Что информационно поддержали главные телеканалы страны?
Вот не слишком неполный перечень всех отечественных картин, вышедших в прокат в 2009 году:
Фильмы в жанре квн-щики выросли: Самый лучший фильм 2, Лопухи, Любовь в большом городе, Невеста любой ценой, Пикап: Съем без правил, О, счастливчик.
Просто комедии: Каникулы строгого режима (детско-криминально-лирическая комедия с Безруковым и Дюжевым)
Учебные фильмы студий по созданию визуальны эффектов: Обитаемый остров (две штуки), Тарас Бульба (одна штука, но какая... без слез не взглянешь), Запрещенная реальность, Книга мастеров, Черная молния.
Такие же учебные отечественные хорроры (можно подумать, есть что-то ужаснее отечественной реальности): Пятница 12, Тропа смерти 2 (!!! там еще первая была?!).
Неподдающиеся классификации и серьезной оценке "Возвращение мушкетеров".
Картины признанных мастеров: Пассажирка Станислава Говорухина (не видела, не знаю), Чудо Александра Прошкина (спецприз Московского кинофестиваля), Петя по дороге в царстиве небесное Николая Досталя (главный приз Московского кинофестиваля), Полторы комнаты или Сентиментальное путешествие на Родину с Алисой Фрейндлих и Сергеем Юрским в главных ролях (приз кинокритиков), Похороните меня за плинтусом со Светланой Крючковой, Алексеем Петренко и Марией Шукшиной, Палата №6.
Фестивальные участники и призеры, любимцы кинокритиков: Волчок, Кислород, Дикое поле, Сумасшедшая помощь (все побывали кто в Каннах, кто в Берлине, кто хотя бы в Сочи, все не для широкого, скажем, зрителя).
Были еще всевозможные Кошечки, Юленьки, Первые любови, Ласковые маи, Весельчаки (про геев в России не прокатило не смотря ни на что), Артефакты (Заворотнюк не спасла), М+Ж со звездами сериала "Не родись красивой", Человек, который знал все с Егором Бероевым - короче говоря, картины с участием выкидышей сериального производства или его будущих звезззд.
Наверняка я не упомянула какие-то неплохие фильмы, которые без истерики и ажиотажа прошли незамеченными в нашем прокате. Но, согласитесь, выбор действительно не велик, может, в числе снятого в России в 2009 году и есть что-то симпатичное, но нам об этом просто ничего не известно. Мы, зрители, знаем лишь то, что нам советуют посмотреть с большого экрана наших плазменных панелей.
А мне, честное слово, трудно поверить, что в такой огромной стране нет талантов, кроме уже известных и пожилых. Нет актеров, кроме семьи и друзей Бондарчука, нет режиссеров, кроме детей знаменитых советских киноклассиков, нет сценаристов, кроме писателей-фантастов и бывших квнщиков. Мне проще поверить в то, что если эти люди где-то и есть, они не верят, что они смогут найти поддержку, если их проект - не молодежная комедия, а сами они не имеют связей в фестивальных кругах. А самое смешное, что это действительно так - посмотрите, что выпущено в прокат, и оцените, на что находят деньги наши продюсеры.
Но где-то же должны быть фильмы, в которых меньше продюсерского расчета и больше искусства, в которых ни тебе пикапа, ни убогого переосмысления исторических аспектов, ни спецэффектов (не можешь срать, не мучай жопу), ни литературной классики (хватит паразитировать), ни чернухи быта, ни порнухи "чистой любви". Просто о простых хороших людях и их настоящих проблемах, о том, как эти простые хорошие люди с ними справляются - кто-то же должен об этом рассказывать? Но это нынче в России не интересно, не модно, не покупается, не продается, не номинируется и не побеждает.
И пока логика вручения призов национальных премий будет настолько же очевидна, как сейчас, выбор для этих премий не вырастет, и ничего в отечественном кинематографе не изменится - откуда взяться переменам...