- Режиссёр: Карен Оганесян
- Сценарий: Дмитрий Константинов, Алена Званцова
- Оператор: Евгений Привин
- Художник: Сергей Данилов
- Композиторы: Артем Ерзинкян, Гарик Сарибекян
- Жанр: трагикомедия
- В ролях: Андрей Краско, Нелли Уварова, Федор Бондарчук, Алена Бондарчук, Елена Яковлева, Андрей Соколов, Владимир Епифанцев, Галина Польских, Ирина Гринева
-
- Памяти Андрея Краско посвящается.
- После смерти от человека остается горстка пепла, гумус для удобрения! Зуб даю!
- А я вам говорю, здесь с этим [алкоголем на том свете] туго. Зуб даю!
- Тырса! Не разбрасывайтесь зубами!
Так просто, почти обыденно, совсем без пафоса о потустороннем, не рассказывали уже давно. Герои так близки и так узнаваемы: отец семейства, врач - убежденный атеист, великовозрастная дочка вся в мечтах и незамужем, мать - простая женщина, в горе готовая верить любому шарлатану, успешный, но одинокий бизнесмен, уставший от своих молодых любовниц, молодой предприимчивый владелец похоронного агентства, пытающийся вступить с Богом в договорные отношения...
Картина получилась очень правдоподобной, хоть история и невероятна. Виктор Павлович Тырса - врач по профессии, материалист по убеждениям и циник по натуре попадает в кому в этом мире и в своего рода чистилище в другом. Идиотизм ситуации пределен: пожилому консервативному человеку, абсолютно не завсегдатаю развлекательных заведений, прямо в башку пришел шар для боулинга - и здравствуй, кома. На том свете он встречает таких же мытарей, и только там находится время почитать, поудить и поговорить о главном. Скажете: «не верю»? Не скааажете. «Зуб даю».
Для своего режиссерского дебюта вчерашний режиссер монтажа Карен Оганесян очень долго и очень придирчиво искал подходящую историю. Сценарий фильма «Я остаюсь» был идеален, но отдан другому режиссеру. Это вообще должен был быть телевизионный сериал. Проект не клеился, и однажды продюсер Рубен Дишдищян позвонил Карену Оганесяну и сказал: «Давай ты снимешь этот фильм».
«После этого началось столько мистики, столько всего, что даже когда что-то плохое случалось во время съемок, мы понимали, что сейчас случится что-то очень хорошее,» - рассказал Карен Оганесян перед премьерой.
На премьеру, кстати, не приехали ни Елена Яковлева, ни Федор Бондарчук, ни Андрей Соколов. К сожалению, мне неизвестны причины. Режиссер, представляя картину на сцене, заметил: «У нас такой звездный актерский состав, актеров было трудно собрать для съемок, а уж на премьеру...». Прибыли Нелли Уварова, (к несчастью) шагнувшая из сериала в большое кино, и Владимир Епифанцев, (к счастью) десантировавшийся из андеграунда в мейнстрим.
- Каково вам в мейнстриме, Владимир? - спросила я Владимира Епифанцева. - Вас в основном знали как актера андеграундного направления...
- Да, есть определенная группа поклонников, они переписываются в интернете, у них свои сайты, они делятся впечатлениями на тему моих работ, которые я и по сей день делаю, и за которыми они следят. И совершенно не обращают внимания на то, что я делаю в мейнстриме. Знаете, иногда ругают, даже не ругают, а ругаются, что вот, мол, все козлы вокруг, а я вот такой несчастный, хороший, стал жертвой этих негодяев. Я так не считаю. Это такой путь. Нельзя все время сидеть в андеграунде и пользоваться помоечными средствами выражения. Нужно как-то менять ситуацию... Заработать денег и вернуться к своим идеям, только с более качественной стороны.
- А что скажете по поводу роли в «Я остаюсь»? - Епифанцев здесь играет того самого молодого владельца похоронного бюро с гутаперчивой моралью.
- Я думаю, что я играю перевозчика душ... или тел, можно сказать. В этом образе есть какая-то аллегория, наверное, стоит разобраться критикам...
- Сегодня премьера немного грустная получается...
- Грустная? А... Из-за Андрея [Краско]... Для меня эти вещи равнозначны - и жизнь и смерть, я не отношусь к этому с грустью... Это нормально... Печальное совпадение, конечно же, но не более того. Это не повод для суеверий.
Кстати, именно из-за суеверных соображений от главной роли отказались несколько актеров. «Были еще кандидаты, - рассказал Карен Оганесян. - Много людей отказались из-за того, что надо было сыграть человека коматозного, боялись суеверий всяких. Но когда мы предложили Андрею сыграть эту роль, он позвонил и сказал: ,,Ребят, я отодвину все съемки, скажите график''. Ему настолько понравился сценарий... Это его первая и, к сожалению, последняя главная роль. Он потом признался, что очень долго ждал какого-нибудь такого проекта... Я считаю, что для Андрея это, конечно же, успех...».
«Я остаюсь» сделан в лучших традициях старого советского кино: хорошо играет не только исполнитель главной роли (хотя именно он здесь выступает камертоном искренности), но и актеры на вторых и эпизодических ролях (даже Уварова не ужасная, а просто спасительно никакая), герои - узнаваемы и близки, в центре сюжета - проблема, которая так или иначе волнует каждого: есть ли жизнь после смерти, ответы - мудры, и все это вперемешку с тонким юмором и грустью бытовых ситуаций. Здесь все, как в жизни, только «от жизни такой» мы обычно ожесточаемся, а от фильмов таких - становимся лучше. Зуб даю.
P. S.: Я стояла посреди зала и рыдала. Рядом обнимали и поздравляли продюсера, он сдержанно благодарил; люди улыбались, выходили из кинотеатра и разъезжались по домам. А я рыдала, не могла остановиться - мне было ТАК жалко Андрея Краско, и мне казалось, что он где-то рядом. Казалось, что я сейчас обернусь, а он сидит в каком-нибудь кресле и улыбается.