Нефть и демография, российский крест 2020

Apr 10, 2013 23:12

Увидел у уважаемого konfuzij ссылку на доклад Института энергетических исследований РАН "Прогноз развития энергетики мира и России до 2040 года". Правда так далеко я предлагаю не заглядывать, много чего интересного нас ждет уже к 2020 году:

Read more... )

Макроэкономика, Нефть, Россия, Прогноз ВВП

Leave a comment

ray_idaho April 10 2013, 20:07:15 UTC
Я тоже прогнозировал, правда попроще

Факт до 2012 года и прогноз ВВП России и его структуры до 2015 года


Reply

pustota_2009 April 10 2013, 20:15:15 UTC
Это номинальный, видимо? И на основе каких предположений прогноз?

Reply

ray_idaho April 10 2013, 20:20:04 UTC
при исключении инфляции - чистая феноменологическая модель, точнее набор линейных корреляций

Обоснование трендов по структуре ВВП с учетом инфляции



Reply

pustota_2009 April 11 2013, 04:02:46 UTC
А, ну это фантастический вариант, такого точно не будет. Вы же наверняка знаете про то, что в нулевых имел место восстановительный рост (вовлекались в экономическую деятельность массы вчерашних безработных), поддержанный бурным ростом цен на нефть и такого больше не будет. Так зачем же прикладывать линеечку к тому, что явно закончилось?

Reply

ray_idaho April 11 2013, 05:03:46 UTC
1. для разворота тренда - нужны какие-то основания, причем этот график я рисую уже второй год, никаких принципиальных изменений нет

ВВП на 50% зависит от доли оплаты наемных работников, для снижения которой нужно банкротство предприятий, я таких не вижу

2. более того, я вообще сторонник прекращения субсидирования западных экономик в обмен на нашу дешевую энергию, мы теряем до 40% ВВП из-за экспорта энергии

Динамика ВВП в % при различной доле экспорта/импорта энергии


Reply

pustota_2009 April 11 2013, 11:19:28 UTC
Во-первых у Вас методологическая ошибка заключающаяся в том, что Вы строите прогноз с учетом инфляции. Причем ладно бы инфляция было 3%, а реальный прирост 7%, но так ведь все наоборот. По сути Ваш прогноз это на 70% прогноз инфляции. Потому Вам кажется, что все

Во-вторых, оснований для смены тренда более чем достаточно, это как я уже говорил изменение модели роста (в нулевых это вовлечение безработных и запуск простаивающих производств + бурный рост экспорта и возможность импорта -> разворачивание инфраструтуры и т.д.). Ну и наконец демографические причины, в нулевых появилось много народу трудоспособоного возраста, это войны. Даже обидно немного, столько пишу об этом, Вы мой постоянный читатель и не берете во внимание :)

>>ВВП на 50% зависит от доли оплаты наемных работников, для снижения которой нужно банкротство предприятий, я таких не вижу

Чтобы снищзить зарплату не обязательно банкротить предприятие. Можно для начала отправить в отпуск, потом заморозить её, в результате чего инфляция будет уменьшать реальную зарплату автоматически.

>>мы теряем до 40% ВВП из-за экспорта энергии

Все обстоит в точности до наоборот. Экспорт нефти, которую невозможно потребить в текущих условиях, это спасение. Наша экономика и так очень энергозатратна, нам разве что бензином еще мыться осталось :) В реальности экспорт энергоресурсов позволяет импоритровать необходимые товары, что обеспечивает работой кучу людей, начиная с водителей/бухгалеторв и заканчивая строителями торговых центров.

Reply

ray_idaho April 11 2013, 11:41:25 UTC
1. методика расчета ВВП
- ВВП(t) = A1(t) + A2(t) + A3(t) в текущих рублях
- для каждой функции An(t) вычисляется новая функция
An-(t) = An(t)*kинфляции(t)
kинфляции(t) - функция, приводящая каждую из величин к рублям 2012 года
- для каждой функции An-(t) вычисляется тренд
как линейная функция вида bn+cn*t
- для прогнозных значений каждой функции An(t) вычисляется
An(t) прогноз = (bn+cn*t)*kинфляции(t)
где для расчета прогноза kинфляции(t) берется коэффициент 1,06 (6% инфляции)
- полученные значения суммируются и получается прогнозный ВВП

2. посмотрите на Китай или Индию - кратный рост энергопотребления, и соответственно, ВВП, вы возможно не посмотрели на этот график

Взаимозависимость энергопотребления и ВВП по ППС на душу населения




Таким образом, бессмысленная продажа энергии сокращает нам возможности роста собственного ВВП, например за счет новых производств или автоматизации

Reply

pustota_2009 April 11 2013, 12:11:21 UTC
>>методика расчета ВВП

Могу только повторить, Ваши расчеты включают в себя инфляционный прирост. Рекомендую полностью исключить инфляцию (делите все на индекс цен где 1 это значение индекса в базовом году), если хотите получить осмысленные значения. При том что темпы роста в прошлом не гарантируют будущего, Вы хотя бы получите прогнозв в реальных цифрах.

>>посмотрите на Китай или Индию - кратный рост энергопотребления, и соответственно, ВВП, вы возможно не посмотрели на этот график

Этот график я видел, только интерпретирую его обратным образом. Рост ВВП делает людей богаче, они могут купить больше автомашин (рост потребления бензина), купить холодильник и стиральную машину (рост потреболения э/э) и т.д.

Если Вы думаете, что все происходит наоборот, то попробуйте описать механизм превращения нефти в ВВП. Т.е. вместо цепочки:

нефть->экспорт->доллары->импортные товары->доставка->продажа->строительство + налоги (->выплаты учителям, которые купят колбасу и поддержат с/х)

Вы должны предложить свою, типа:

нефть->дешевый бензин (как в Венесуэлле? не очень богатая страна, кстати)->?

Reply

ray_idaho April 11 2013, 12:18:58 UTC
1. именно так я и делаю :) у меня есть прогноз и с учетом инфляции и без нее для сравнения с фактическими рублями

2. все просто
создание источников энергии->инвестиции в производство->производство товаров->повышение уровня жизни->повышение ВВП

Reply

pustota_2009 April 11 2013, 12:50:32 UTC
>>именно так я и делаю

Нет, Вы явно не так делаете, по крайней мере на первом графике там точно не реальные рубли.

>>все просто

Похоже на "вытащить себя из болота просто, надо лишь взять себя за волосы и потянуть вверх" :)

1) "создание источников энергии" - допустим это добыть нефть, уже есть.

2) "инвестиции в производство" - производство чего? Как это связанно с 1? Вот стоит у нефтяника цистерна нефти. Как она должна трансформироваться в чье-то (чье?) желание проинвестировать во что-то (во что?) и на какие средства (платить строителям цеха прямо нефтью?)

Reply

ray_idaho April 11 2013, 13:04:36 UTC
вы уж совсем с нуля рисуете ситуацию, сейчас в России только общая сумма депозитов около 1 триллиона долларов, соответственно никакой проблемы при наличии энергии и рабочих рук построить завод или фабрику

нужно просто вкладываться как это делается в Индии, Китае, Вьетнаме и т.д. рентабельных при дешевой энергии отраслей у нас может быть достаточно

Reply

pustota_2009 April 11 2013, 13:54:33 UTC
Так Вы думаете, что под эти депозиты кредиты еще не выданы?

И как депозиты связаны с цистарнами нефти? Вы полагаете, что заводы не строят потому, что нет нефти, газа или э/э? Т.е. сидит банкир и думат, вот я бы выдал кредит для строительство завода по производству процессоров/холодильников, но нефти не хватит, всю немцам продали :)

Reply

ray_idaho April 11 2013, 14:16:02 UTC
причем тут сырая нефть (ее еще добыть надо, если есть запасы) - вопрос в электрической энергии, никто не будет строить завод, где нет людей, пресной воды и энергии, это же комплексная задача

просто у многих стран энергии и ресурсов даже нет, а в России всего (кроме людей) завались

кредиты выдают, но по сравнению с любой развитой страной это отношение смешное, на 1 рубль депозита выдано всего 1,14 рубля кредита, на максимуме было 1,33, в том числе из-за высоких ставок

Reply

pustota_2009 April 11 2013, 14:45:03 UTC
Так речь ведь у нас шла про экспорт энергии. 99% энергоэкспорта это нефтегаз. Вы говорили, что если развернуть это, то мы заживем. Теперь выясняется что не хватает воды, э/э, людей и кредитов. Т.е не в экспорте нефтегаза дело, правильно?

Reply

ray_idaho April 11 2013, 14:49:59 UTC
я не говорил, что у нас нет проблем, есть тренд и вероятность его резкого разворота маловероятна, но проблемы наши не в падении экспорта нефти или газа, а в людях и недостатке дешевых инвестиций из-за финансовой зависимости

просто экспорт скорее нас привел бы к Венесуэле, там практически нет инвестиций в производство

Reply

pustota_2009 April 11 2013, 15:18:22 UTC
Да, тут Вы во многом правы. А теперь проведите мысленный эксперимент, представьте себе что РФ экспортирует не нефтегаз а медь. В тех же самых количествах, ценах, себестоимости. Что изменится? Ничего, т.е. проблема не в том, что мы экспортируем именно энергию, в самой системе, верно?

Reply


Leave a comment

Up