«На этот раз все будет иначе» (по-английски «This time is different») - эта расхожая фраза из лексикона инвесторов-оптимистов, предпочитающих на пике рынка закрывать глаза на то, что в схожих рыночных ситуациях в прошлом дело заканчивается крахом. Отличительной особенностью и удачей последнего кризиса являлось быстрое восстановление цен на нефть. Среднегодовая цена барреля экспортируемой РФ нефти в 2009 году была ниже на 40%, чем годом ранее. Однако уже в 2010 цена выросла на 36% ($91 - $55 - $74 соответственно), что помогло восстановить объемы импорта, обеспечить занятость в соответствующих отраслях и вернуться к экономическому росту. Большие резервы, накопленные за тучные годы, позволили на 13% увеличить расходы правительства в 2009 году, смягчая спад и не прибегая при этом к масштабным заимствованиям на внутреннем рынке.
На данный момент среднегодовые цены достигли максимальной отметки за последние 100 лет (после поправки на инфляцию). Среднегодовая цена барреля российской нефти и нефтепродуктов в 2011 году составила рекордные 102 доллара, однако бюджет едва удалось свести без дефицита, а накопленные резервы составляют 6.6% от ВВП (тогда как в 2008 году они составляли 16%).
Рассмотрим возможный сценарий развития событий после 2012 года, в случае падения цены на нефть аналогичного падению 2009 года, т.е. на 40%. Однако не будем надеяться на быстрое восстановление цен, так как опыт прошлого века показывает, что такое падение
может длиться десятками лет.
Данная модель построена на предположении, что первая реакция основных макроэкономических показателей будет аналогичной 2009 году. Т.е. рост расходов правительства составит соответствующие 13%, курс рубля упадет на 28% и т.д. В таких условиях можно ожидать и аналогичного падения ВВП. Значительно отличаться будет госдолг, так как на этот раз:
а) мы подходим к нашему гипотетическому кризису с гораздо меньшим профицитом бюджета (0.6% ВВП против 4.9% в 2008).
б) резервы составят 6.6% ВВП против 16% в 2008
В результате, правительство или будет вынуждено экономить на расходах, и тогда падение ВВП будет более глубоким (печальный опыт этой спирали мы видим в Греции), или залезать в долги, что весьма и весьма вероятно. Ведь, в отличие от той же Греции, госдолг РФ составляет 12% ВВП и наращивать его есть куда.
Естественно, в определенный момент ставки начнут расти. В модели заложен рост за счет процентных платежей на 5% в 2013, и в последующие годы на 8, 11% и 15% соответственно. Исходя из предположения, что инфляция составит 5%, думаю это довольно оптимистичные цифры и вполне возможен рост реальной ставки до 10-15% и выше.
Теперь что касается развития событий после 2013 года. Как мы уже договорились, рассматриваем ситуацию стагнации цен на нефть. Это может быть что угодно, и стабилизация военно-политической ситуации на Ближнем Востоке, и рывок в технологиях добычи сланц евой нефти (кстати, график добычи в Северной Дакоте по прежнему
рвется к звездам), и оптимизация потребления нефтепродуктов, и новый экономический кризис и некие комбинации вышеперечисленного. В этом случае вероятно стагнация обслуживающих импорт секторов (торговля, логистика, аренда), что будет иметь воздействие на смежные сектора. Возможности правительства наращивать расходы тоже будут ограничены, так как дефицит бюджета в 13% это и так очень много. Таком образом, можно предположить, что падение реального ВВП замедлится до 3% в 2014 году и стагнирует на достигнутом уровне в 2015.
Далее, согласно классическим представлениям, должен начаться восстановительный рост. Однако кризис, нестабильная политическая обстановка (мина под фундамент которой была заложена зимой 2011/2012 года) помноженный на типичные проблемы РФ (коррупция и отсутствие политической воли борьбы с ней, слабость правовой системы, демография и т.д.) будут дестимулировать бизнес к принятию на себя инвестиционных рисков, что означает вероятность оставаться на околонулевых темпах роста и в 2016 году. В результате, госдолг достигнет внушительных 45-50% ВВП, что вероятно еще более повысит стоимость его обслуживания в этот период.
Дальнейшее развитие событий, на мой взгляд, просто непредсказуемо. Весьма вероятен жесткий политический кризис, бюджетный кризис и как следствие новый период экономического спада.
Теперь что касается ожидаемых возражений, что "на этот раз все будет по другому". Что к примеру наши банки учли уроки кризиса и готовы к нему. Вот
исследование устойчивости банковской системы, исходящей из предположения, что цена нефти упадет до 50-80 долларов в 2012 году:
Также можно отметить, что доля убыточных банков в 2011 году составила
14%, против 5.6% перед кризисом. За
ссылку на интересный материал большое спасибо
sitil.
Можно предположить, что удар по банковской системе будет чуть менее болезненным, однако более слабое её нынешнее состояние компенсирует такой позитивный момент. В любом случае, банковский сектор не может процветать сам по себе, все проблемы заемщиков немедленно скажутся на финансистах самым неприятным образом. Также нужно держать в уме состояние локомотива - нефтяной отрасли. Самая дешевая нефть, базу под которую закладывал еще СССР заканчивается. Динамика роста добычи демонстрирует выход на плато и по некоторым оценкам (
отсюда) без налоговой реформы в дальнейшем нас ждет снижение:
По всей вероятности при развитии кризисных явлений государство предпочтет выдаивать нефтяную отрасль, заливая отжатыми деньгами текущие проблемы, в надежде что потом все как-нибудь само рассосется (как в 2010-2011). Однако если мы рассматриваем "несаморассасывющийся" вариант стагнации нефтяных цен, то эта политика приведет к еще более сильному спаду и нефтяного сектора, а это заказы металлургам, сохранившимся производителям электроники и много кому еще. В общем мой прогноз нулевых темпов роста в 2015-2016 представляется мне еще излишне оптимистичным, оставляю его только для того, чтобы не звучало обвинений в сгущении красок и драматизации последствий.
Желающие посмотреть и поиграться с параметрами модели могут скачать её тут:
http://get.freesoft.ru/?id=141265 Аргументированная критика приветствуется, буду рад ошибиться.