В решении ЕСПЧ по делу Паксас против Литвы сделан любопытный исторический экскурс. Обращение к истории типично для политических дел ЕСПЧ.
Обосновывая свою позицию, власти Литвы сослалась на исторический опыт: "В данном отношении они отмечали, что Литва была демократическим государством только в период с 1918 по 1940 год и после 1990 года. Соответственно, в Литве отсутствовали старые традиции, общество еще не полностью избавилось от «наследия тоталитарного оккупационного режима», в том числе от коррупции и отсутствия доверия общества к государственным органам, и имелись многочисленные примеры ненадлежащего и неэтичного поведения в политике". (пункт 92).
ЕСПЧ в целом согласился с такой позицией: "Европейский Суд согласен с этим доводом. В этой связи он отмечает довод властей Литвы о том, что в недолго существующих демократиях, как, например, (согласно позиции властей Литвы), в Литве, не является неразумным то, что государство должно признать необходимым усилить контроль со стороны избирателей при помощи строгих правовых принципов, таких как рассматриваемые в настоящем деле". (пункт 104). Никаких замечаний по фактам суд не сделал.
Таким образом, ЕСПЧ по умолчанию признал Литву 1918-1940 демократическим государством. Но общеизвестно, что в 1926 произошел военный переворот, введено военное положение и установлена диктатура. Выборы в сейм не проводились 10 лет. И даже, когда они, наконец, состоялись, назвать их демократическими язык не повернется. В 1935 все политические партии кроме Литовского национального союза были запрещены. Правом выдвижения кандидатов на выборах в сейм 1936 обладали только назначенные государством должностные лица. И, наконец, в принятой в 1938 году конституции исчезли слова "демократическая" и "республика".
Примечательно, что в ходе переворота 1926 использовалась антикоррупционная риторика, поскольку демократическую республику в Литве весь короткий период ее существования потрясали коррупционные скандалы: "Министр иностранных дел Юозас Пурицкис использовал свои дипломатические привилегии в Москве для торговли кокаином и сахарином; секретарь третьего сейма Элизиюс Драугелис и Петрас Йосиукас закупили дешевый копченый свиной жир низкого качества в Германии, а не у литовских фермеров; а министр финансов Витаутас Петрулис перевел крупную сумму из государственного бюджета на личный счет".
В связи с этим и без того сомнительное утверждение, что коррупция являлась наследием тоталитарного оккупационного режима, звучит просто комично.
И как после этого можно воспринимать решение ЕСПЧ всерьез?