Почему мы полагаем, что нам нужен Тахрир на Красной площади? Мы придерживаемся убеждения, что России, как и любой другой стране, стоит перерабатывать себе на благо все самое лучшее, что случилось в мировой политической практике за последнее время. Египетский опыт свержения коррумпированной олигархической диктатуры россиянам стоило бы расхватывать как горячие пирожки.
Минусов в Тахрире, как и в любом вообще начинании, безусловно можно найти массу. Вот в Pussy Riot многие тоже предпочитают видеть лишь плохие стороны, безбожно замалчивая хорошие. И песни у нас, как говорят, полное говно: "Второй "ГрОб". Как по тексту, так по качеству музыки, и голосу". Руки вокалисток тоже дурны - слишком мускулистые, носы - горбатые (как только за масками разглядели?), ноги - слишком уж по-мужски накачанные. Хотя мы не унываем и предпочитваем концентрироваться на плюсах: нам нравятся наши мужские фигуры, ну а от сравнения с "Гражданской обороной" мы просто таем.
Так и в египетском опыте: мы видим позитивный сценарий избавления от зарвавшегося "национального лидера", другие - политическую нестабильность и заколоченные несколько недель магазины на Тахрире. Но со стабильностью все, кажется, все уже более чем понятно: даже Путину из-за настойчивых сравнений с брежневским застоем пришлось от частого упоминания этого своего "козыря" отказаться. Оказалось, что и с магазинами в революционное время все тоже не так уж и плохо: как сообщают, торговцы в Египте не горевали, а выходили на площадь бесплатно кормить протестующих, осуществляя "коммунизм-как-движение", если употребить термин Алена Бадью.
Другой чертой этого установившегося на Тахрире коммунизма было резкое уменьшение сексизма. Добиваясь отставки единого для всех врага, мужчины отставили свои сексистские предрассудки, увидев наконец в женщине полноправного субъекта. Может показаться странным, что многим мужчинам для этого отказа от сексизма нужна экстремальная ситуация вроде революции. Тем не менее это так. Путин, например, и сейчас полагает, что с женщинами практически невозможно вести дела, - посмотрите его недавнее высказывание на так называемой "встрече с женщинами", где он подтвердил, что "с мужиками, типа, проще работать".
Такие места коллективного действия, как Тахрир, оказываются единственно возможными пространствами сообщения разных общественных групп в условиях авторитарного подавления политического. Как пишет Жижек, "наиболее возвышенным эпизодом этого восстания была общая молитва мусульман и христиан-коптов на каирской площади Тахрир", и это событие он оценивает как "лучший ответ сектантскому религиозному насилию". Проблема авторитарного режима заключается, помимо Путина, еще и в том, что за время политической депривации социальные группы, составляющие население России, отучаются от контакта и диалога. В дело идут взаимные обвинения, клеймо и ярлыки - лишь бы не общаться, ведь это так некомфортно! Спасти может только коллективное действие.
Пример такого продуктивного контакта мы видим в деле Химкинского леса. В условиях общей борьбы каждая общественная группа показывает себя: отчаянные химчане рискуют головой ради спасения своего леса, антифашисты громят химкинскую администрацию, устраивая свою лучшую акцию за последнее десятилетие, левые художники еще сильнее политизируются и проводят "Open-Air в Химлесу", либералы кооперируются с активистами группы "Война" и устраивают "Антиселигер".
Исходя из опыта совместной защиты Химкинского леса, мы полагаем, что Россия, вопреки суждениям охранительски настроенных граждан, готова к самоуправлению и безлидерному, горизонтальному протесту. Нам не стоит ждать, пока "Медведев проведет модернизацию" или пока "наконец появится достойный оппозиционный кандидат". Ведь для Тахрира ни того, ни другого не нужно. Нужна только критическая масса протестующих, готовых вывести себя на площади и улицы страны.
Источник:
http://grani.ru/blogs/free/entries/193731.html