Выступление Pussy Riot в главном храме страны - не первая их акция, но самая нашумевшая. До этого группа выступала на Красной площади в Москве, в поездах метро, на крышах троллейбусов и в других не менее экстравагантных местах. Называть их выступления «концертами» было бы не совсем верно. Если говорить о музыкальной составляющей, то группа пока ничем выдающимся не отличилась. Концерты проходят в экстремальных условиях, за несколько секунд качественно настроить звук зачастую не удается, и зрителям не всегда понятно, что же они играют: жужжание недорогих гитар из переносных колонок смешивается с шумом окружающего мира. Через это шипение можно услышать только громкий и злой крик вокалисток. Pussy Riot выступают в платьях и спортивной обуви, на лица солисток натянуты цветные шапки с прорезями для глаз и рта - по словам девушек, так они протестуют против спекуляции женскими образами. Группа выступает за равные права всех полов, борется с лживостью современной власти и всякого рода дискриминациями, поддерживает ЛГБТ-движение.
Мы встретились с Pussy Riot в одном из московских центров современного искусства. Участницы группы соблюдают строгую конспирацию, и даже во время беседы с журналистами стоически не снимают масок-шапок. Наверное, им жарко и неудобно, но искусство требует жертв. Все члены группы - девушки, и когда одна за одной при встрече сжимают мою руку в крепком рукопожатии, становится понятно, что разговор будет серьезным, и настроены они в очередной раз убедить мир в своей правоте.
- Тюря.
- Шумахер.
- Шляпа, - представились по очереди активистки.
Сколько вы уже дали интервью за время существования группы?
Тюря: Чудовищное количество!
Шумахер: Да нет, не много.
Тюря: Ну да, просто устаешь, ведь с каждым нужно хорошо, много поговорить, пообщаться, душу излить. Это очень сильно эмоционально изматывает. Мы же не профессиональные политики, которые могут отбиться парой фраз от любого вопроса. Кажется, что много, а на самом деле нет.
Чем же вы все-таки занимаетесь - панк-роком или акционизмом?
Тюря: Мы - феминистская панк-группа…
Шумахер: …которая дает нелегальные концерты
Тюря: Панк и акционизм - цельная традиция, они действуют в рамках одной культуры.
Шумахер: Протестной культуры!
Тюря: Венский акционизм развивался в то же время, что и панк-коллективы. Это парадигмальное явление, и разделять его было бы наивно.
Кто вас вдохновляет? У вас сейчас есть единомышленники?
Тюря: Чешская группа есть, на русском звучит как «Сто говен».
Шумахер: Да. Во время выпуска чешских новостей они перехватили камеру, и, когда начался прогноз погоды, вместо красивой долины на фоне информации о погоде, дали ядерный взрыв.
Тюря: Еще нам нравятся всякие граффитчики, захватывающие улицы, и оппозиционные активистские группы, которые не позиционируют себя как художественные. Но люди, вывесившие баннер «Путин, уходи», сделали вполне художественную акцию.
А как же арт-группа «Война»?
Все вместе: Нормально-нормально, плюс-минус. Есть акции, которые нам нравятся, есть - сомнительные, слишком консервативно-патриархальные. «Война» слишком потакает вкусам обывательски настроенной публики. А феминизм, ЛГБТ - это передовые темы современного искусства. В философии гендерные феминистские исследования - один из передних краев. Гендерная философия меняет взгляд на мир в целом, меняет подход, и то, что «Война» к ней не обращается - странно.
Но то, что «Война» не обращается, еще не означает, что они за патриархат и против феминизма.
Тюря: Сейчас если ты молчишь - ты соглашаешься: ты не противник, но присоединяешься к тем, кто об этом не говорит, замалчивает.
Шумахер: Это жест конформизма - игнорировать людей, которые говорят, что их дискриминируют.
Путин и феминизм
Один из главных персонажей песен Pussy Riot - премьер-министр Путин. На Красной площади девушки исполняли песню «Бунт в России - Путин зассал», а в последней песне, исполненной в Храме Христа Спасителя, они призывают Богородицу, чтобы та изгнала ненавистного политика:
Богородица, Дево, Путина прогони
Путина прогони, Путина прогони
Как Путин и феминизм уживаются в рамках одной песни?
Шляпа: Путин - символ патриархальных взглядов и сексизма
Тюря: Путин - не единственный человек, который объединяет все сексистское, что есть в стране. Сексизм расплавлен в каждой ячейке общества. Но Путин - это человек, который находится у власти и позволяет себе такие высказывания, которые непозволительны с точки зрения «наци-анального» лидера страны, которая ратифицировала закон о запрете всяческой дискриминации еще в 1979 году. С тех пор прошла уже чертова куча лет, а Путин до сих пор позволяет себе говорить, что с мужчинами работать проще. Тот же Медвежонок, который сидит с ним рядом, пытается как-то смягчить эту ситуацию, говорит: «Да нет же, нет, с женщинами, я считаю, так же примерно работать», а Путин: «Нееет!» Мне кажется, за это надо подавать в суд: 282-я статья должна быть применена к Путину!
Ну а Навальный лучше? Он ходит на «Русские марши», где не очень-то заботятся о меньшинствах. В СМИ часто говорят о его националистическом бэкграунде.
Тюря: Он не позволял себе таких высказываний.
Шляпа: Мы, конечно, считываем его бэкграунд, но он корректен.
Тюря: Он корректен. Когда на радио «Эхо Москвы» его спросили о гомофобном законе о запрете пропаганды гомосексуализма, который был принят, он сказал, что это просто неприемлемо.
У вас есть сформулированные цели? К чему стремитесь?
Тюря: Мы требуем, чтобы к чертям собачьим был послан этот гомофобный закон, чтобы под прикрытием власти РПЦ не позволяла себе сексистских высказываний. Это наши текущие цели.
Шумахер: Абортный закон хорошо было бы убрать. Когда врач может «по личным причинам» отказаться оперировать, это приводит к коррупции. Он говорит: «Я не могу, мне плохо, не могу это делать, а если заплатите мне денег - станет легче».
Тюря: Ладно Москва. А когда речь идет о маленьком городе, где вообще одна больница и один врач, просто придется дать взятку, если попросит.
Шумахер: Этот закон способствует репродуктивному давлению. У человека нет ничего, кроме собственного тела, и он имеет право сам им распоряжаться.
Тюря: В законе была еще такая фишечка, что женщина должна спрашивать разрешения мужа, но меняется организм ее, а не его. Беременность - очень страшная вещь!
Шумахер: Принять закон о гендерном равенстве надо еще.
Ваши цели прежде всего социальные или политические?
Шляпа: Это очень странный вопрос. Я была во Франции, и там в голову никому не придет разделять социальное и политическое. Если ты игнорируешь изменения в стране, там ты плохой гражданин.
Тюря: Аристотелю бы тоже в голову не пришло делить общественное и политическое.
А на митинги вы ходили?
Шляпа: Да, без масок, как граждане.
Вы как заявители социально-политического протеста удовлетворены заявлениями оппозиционеров?
Тюря: Это не так важно. Люди приходят на митинги не для политиков, а для себя. Но нам нравятся некоторые люди, которые там выступают. На одном из них выступал Алексей Гаскаров (участник антифашистского движения - РР-Онлайн), нам понравилось, что он говорил. В принципе, мы симпатизируем Евгении Чириковой, отдельным жестам некоторых политиков: например, стойкости Сергея Удальцова, который объявлял голодовку. Но в то же время мы не принимаем его политическую позицию. Он - авторитарный левый, мы же неавторитарные левые. Так же нам нравится Анастасия Удальцова, но нам не нравится, что ее представляют как жену Сергея Удальцова. Мы от каждого берем какие-то моменты и переплавляем в своем творчестве.
Панк-молебен
Особое внимание Pussy Riot привлекли к себе именно последней акцией - «панк-молебном» в Храме Христа Спасителя. Девушки ворвались в храм и, стоя у алтаря, исполнили свою песню, обличающую лицемерие церкви, власть, сексизм и дискриминацию, призвали Богородицу стать феминисткой.
Как вам в голову вообще пришло выступить в Храме Христа Спасителя?
(Смеются)
Тюря: Как в голову пришло? Очевидно! Последние высказывания патриарха прямой дорогой ведут нас в храм. Если набрать в интернете «патриарх Кирилл», появятся его высказывания о том, что люди должны к поясу стоять, а не на митинги выходить, или то, что Путин трудился как раб на галерах. Он даже боится своими словами говорить, использует путинские.
Шляпа: Или эта статья, где Путин встречался с представителями всех конфессий. Что вообще там творилось!
Тюря: Да, патриарх сказал, что «Путин исправил кривизну истории»! Черт побери, как один человек может исправить кривизну истории, и о какой кривизне может идти речь? Он нес такую околесицу, какую как бы не полагается в его сане. При этом, еще и неприятная история о его табачном бизнесе и службе в КГБ… А потом его, как бывшего кагэбэшника, поставили на место умершего Алексия Второго, чтобы РПЦ была ручным управляемым органом. И все плоды мы видим в этих встречах с Путиным.
Шляпа: И Храм Христа Спасителя сейчас является символом этой политики РПЦ, объединения церкви и режима Путина. Они там же и встречались.
Шумахер: Да, у них там и съемки проходят, встречи с «Единой Россией», где обсуждают какую-то сексистскую и гомофобную политику. Если зайти на сайт Храма, не знаю как сейчас, а полтора года назад можно было легко снять помещение. За большие деньги, конечно…
Шляпа: Тот банкетный зал, например.
Тюря: Это вообще странно. Если раньше христиане изгоняли из храма торговцев, то сейчас храм принадлежит торговцам. Это не храм христиан.
Страшно было там выступать?
В голос: Да нет, чего бояться.
В СМИ сообщалось, что вас задержала полиция.
(Смеются)
Тюря: Да это «Вести» позвонили в ГУВД, а они испугались, провафлили и решили оправдаться перед начальством - сказали, что нас задержали, доставили в УВД. На самом деле мы спокойно вышли и ушли.
После вашей акции протодиакон Андрей Кураев написал в своем Живом Журнале: «Какие-то девчонки что-то самочинно спели в Храме Христа Спасителя. Что именно - пока неизвестно. Наверно что-то хулиганское. Сами девушки написали в "Твиттере", что их выступление было "панк-молебном". Но будь я ключарем этого Храма, я бы их накормил блинами, выдал по чаше медовухи и пригласил бы зайти вновь на Чин Прощения. А если бы я был мирянином-старостой, то на прощанье еще бы и ущипнул их малость... По отечески. Для разумления. Ибо учиненное ими, конечно, безобразие, но - законное безобразие. Масляница на дворе. Время скоморошества и перевертышей». Как вам такая реакция?
Тюря: Очень милая.
Шумахер: Нам понравилось.
Шляпа: Ну, у него тоже… Ущипнуть все хотел, и в комментах подчеркнул, что ущипнуть надо, следовало бы. Видимо очень хотел…
Шумахер: Его реакция - показатель того, что в РПЦ раскол, что не все под Гундяевым там.
Кто-нибудь до вас давал панк-концерты в главных храмах страны?
Тюря: Мы искали в Интернете «church-punk концерты», но не нашли ничего вообще. Единственное, были какие-то высказывания анархистов в храме. В церкви бывали какие-то акции, но панк-молебнов не было. А жаль: это была бы очень прогрессивная идея для церкви. На их месте я бы сама приглашала панк-группы.
Шумахер: Нам кажется, что это было бы своего рода прогрессивное православие, где можно было бы вводить элементы современной культуры, например панк-рок.
Тюря: Агенты КГБ в рясах этого не позволят, но я думаю, что через какое-то время их там не будет. Настоящие верующие придут, и все будет хорошо. Есть же мозги у людей! Есть люди, которые серьезно относятся к своей вере, и их первая задача - прогнать агентов КГБ.
А кто-нибудь из вас не в сценическом образе вообще ходит в церковь?
Все: Да.
Тюря: Но сейчас там духа божьего нет, и не предвидится.
Шляпа: Бутафория
Шумахер: Ничего там божественного не видно даже близко.
Ваш «панк-молебен» действительно был приурочен к началу христианских праздников?
Все: Это Кураев приурочил! (Смеются)
Тюря: Я только вчера узнала…
Шумахер: Да, масленица какая-то….
И никакого исторического подтекста, о котором писал Кураев, у вас, значит, не было?
Тюря: Да какая разница?! Мне кажется, история и культура сами тебя ведут, и ведут, куда нужно. В этом случае так и получилось. В этом и есть ценность искусства: сам художник может не до конца понимать, что делает. А анализировать - дело интерпретаторов.
Шляпа: Один найдет одно, другой - другое. И это хорошо, это показывает, что то, что произошло - искусство. Оно не может иметь одну или две четкие интерпретации.
Тюря: Любой текст ничего не будет значить без интерпретации. Если у вас в голове ни одной извилины, то и текст будет бессмысленным. А прочитать можно и инструкцию по борьбе с тараканами так, что она будет звучать великолепной поэзией. Нужно просто действовать - создавать эту инструкцию по борьбе с тараканами. Сейчас художник - простой чувак, который делает то, что делает…
Шумахер: …да, а потом возникает дискурс. Дискуссия, общественное обсуждение - это очень важно. Это половина нашей работы. Мы - только толчок.
Одна из тем вашего творчества - революция. Вы считаете, что сейчас в России может быть некровавая и небессмысленная революция?
В голос: Представляем. Конечно! Мы этого и хотим!
Тюря: Революцией сегодня была бы просто смена власти, не более.
Источник:
http://rusrep.ru/article/2012/02/24/pussy_riot