В музее представлена уникальная и значительная по количеству коллекция произведений изобразительного искусства - сценография. Она включает в себя эскизы декораций и костюмов к произведениям Чайковского, выполненные ведущими театральными художниками с конца XIX века и до наших дней, театральные костюмы и аксессуары, с помощью которых выдающиеся певцы и танцовщики создавали образы героев бессмертных опер и балетов великого композитора.
1.Костюм нар. арт. РСФСР А.А. Григорьева для роли Мазепы в опере "Мазепа".
Постановка Большого театра, Москва, 1970-1980-е
Атлас, бархат, парча, шнур, театральный тюль, иск. жемчуг, стразы, металл
2. Костюм нар. арт. СССР Т.А. Милашкиной для роли Марии в опере "Мазепа"
Постановка Большого театра, Москва, 1970-1980-е
Атлас, бархат, парча, шнур, театральный тюль, иск. жемчуг, стразы, металл.На выставке представлены эскизы декораций и костюмы к постановкам ведущих российских театров: Большого и Мариинского театров, Московского академического музыкального театра им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, Малого академического государственного театра оперы и балета им. М.П. Мусоргского (МАЛЕГОТ), Пермского академического театра оперы и балета им. П.И. Чайковского, Новосибирского и Екатеринбургского государственных академических театров оперы и балета.
Правая часть зала отдана двум величайшим произведениям П.И. Чайковского, которые являются визитными карточками театров всего мира: балету «Лебединое озеро» и опере «Евгений Онегин».
"Лебединое озеро" впервые я увидела будучи еще первоклашкой, но тот поход мне запомнился до сих пор. Это было первое прикосновение к миру балета и оно меня впечатлило раз и навсегда!
«В музыкальном театре цвет, колорит, живопись должны быть основным выразительным средством, живопись должна присутствовать в сценической архитектуре, в костюмах. Цвет - это эмоциональная стихия, которая выражает образ». Так определяет главные задачи театрального художника в работе над оперными и балетными спектаклями Александр Лушин. Одной из наиболее удачных работ Лушина было оформление балета «Лебединое озеро», осуществленного выдающимся балетмейстером Владимиром Бурмейстером. Постановка «Лебединого озера» в Московском академическом музыкальном театре им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко в 1953 году - это значительное событие в театральной жизни. Её уникальность и новизна - показать балет Чайковского таким, каким его задумал автор, раскрыть его содержание в полном единстве музыки и хореографии.
Художник А. Ф. Лушин, Балет "Лебединое озеро", Эскиз декорации 3 картины II действия
Постановка Московского академического музыкального театра им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, Москва, 1953г.
Балет «Лебединое озеро» не возможно представить без великих балерин и танцовщиков, таких как М. Плисецкая, Н. Дудинская, А. Фадеечев, чьи костюмы и аксессуары также представлены на выставке.
Хужожник Г.В. Соловьева, Балет "Лебединое озеро" Эскиз костюма придворной дамы
Постановка Ленинградского государственного академического театра оперы и балета им. С.М. Кирова, 1980-е
Хужожник Г.В. Соловьева, Балет "Лебединое озеро" Эскиз костюма Злого гения
Постановка Ленинградского государственного академического театра оперы и балета им. С.М. Кирова, 1980-е
Головной убор М. Г. КУлик для роли Одетты в балете "Лебединое озеро"
Постановка Ленинградского гос. акад. театра оперы и балета им.С.М.Кирова, Ленинград, конец 1990-х
Ткань, перо, страз, искусственный жемчуг, бисер, бусины.
Головной убор нар. арт. СССР Н.М. Дудинской для роли Одиллии в балете "Лебединое озеро"
Постановка Ленинградского гос. акад. театра оперы и балета им.С.М.Кирова, Ленинград, 1950-е
Перо, проволока, бисер.
Далее выставку продолжают костюмы и эскизы к опере «Евгений Онегин».
1. Костюм нар. арт. РСФСР С.И. Мигая для роли Онегина в сцене "Бал у Лариных" в опере "Евгений Онегин"
Постановка Гос. акад. Большого театра СССР, Москва, 1950-е, Сукно черное, хлопок, шелк.
2. Костюм нар. арт. СССР М. Ф. Касрашвили для роли Татьяны в сцене "Бал у Лариных" в опере "Евгений Онегин"
Постановка Гос. акад. Большого театра СССР, Москва, 1980-е, Атлас, атласный крепдешин, кружево
3. Костюм нар. арт. СССР С. Я. Лемешева для роли Ленского в сцене "Ларинский бал" в опере "Евгений Онегин"
Постановка Гос. акад. Большого театра СССР, Москва, 1973 г.
4.Костюм засл. арт. РСФСР Г.С.Королевой для роли Ольги в сцене "Усадьба Лириных" в опере "Евгений Онегин"Постановка Московского акад. музыкального театра им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, Москва, 1970-еОпера «Евгений Онегин» неоднократно привлекала к себе внимание самых выдающихся представителей русского искусства. Этой оперой дирижировал С. Рахманинов, ее ставил К. Станиславский, Ф. Шаляпин пел в ней партию Гремина, Л. Собинов и С. Лемешев были непревзойденным исполнителем партии Ленского. Работы Валерия Левенталя представляют оперу «Евгений Онегин» в постановке Большого театра, чьим художником-постановщиком он являлся с 1965 года, а в 1988-1995 годах был его главным художником. Левенталь считал, что зритель, покупающий билет на спектакль, тем более оперный или балетный, должен получить от художника зрелище, полноценное во всех отношениях. Именно он принес на сцену Большого театра понимание зрелищности и красоты, утверждая их в противовес лаконизму и фрагментарности.
Художник В.Я. Левенталь, Опера "Евгений Онегин", Эскиз декорации сцены "Усадьба Лариных"
Постановка Гос-го акад. Большого театра России, Москва, 1992г.
Художник В.Я. Левенталь, Опера "Евгений Онегин", Эскиз декорации сцены "Петербургский бал"
Постановка Гос-го акад. Большого театра России, Москва, 1992г.
Художник Е.К. Архангельская, Опера "Евгений Онегин", Эскиз женского костюма для сцены "Петербургский бал"
Постановка Народного театра Дома культуры им. А.М. Горького, Москва, 1947г.
Художник Е.К. Архангельская, Опера "Евгений Онегин", Эскиз мужского костюма (мундир Уланского полка) для сцены "Петербургский бал"
Постановка Народного театра Дома культуры им. А.М. Горького, Москва, 1947г.
Немного найдется художников, способных с равным успехом работать на драматической, оперной и балетной сцене. Софья Юнович принадлежит к этим немногим. Балет стал поздней любовью Юнович - она принесла в балет все то, чем владела ее творческая зрелость: безошибочное чувство жанра, фантазию, абсолютный вкус. На выставке можно видеть эскизы костюмов к балету «Спящая красавица», выполненные Юнович для постановки Новосибирского государственного академического театра оперы и балета, над которыми она работала, по ее признанию, с упоением. Раздел, посвященный балету «Спящая красавица», дополняют эскизы художника В. Арефьева и костюмы для партий Авроры и Дезире, принадлежавшие Е. Максимовой и В. Гордееву. Все эскизы можно видеть на заднем плане. Мой интерес больше вызвали костюмы Авроры и в особенности костюм для роли Дезире. Какой интересный колорит и переход цвета! Это стоит увидеть в живую!
Костюм нар. арт. СССР Е.С. Максимовой для роли Авроры в балете "Спящая красавица"
Постановка Гос. акад. Большого театра СССР, Москва, 1973г,
Костюм нар. арт. СССР В. М. Гордеева для роли Дезире в балете "Спящая красавица"
Постановка Гос. акад. Большого театра СССР, Москва, 1973г,
Художественный интерес вызывают костюмы к опере «Чародейка», выполненные по эскизам главного художника Большого театра (1947-1953) Федора Федоровского. Вслед за своим учителем К. Коровиным, он во многом определил особое выражение «лица» того явления художественной культуры, которое называется «декорационное искусство Большого театра первой половины XX века».
1. Костюм нар. арт. СССР А.П. Иванова для роли Князя в опере "Чародейка"
Постановка Гос. акад. Большого театра СССР, Москва, 1960-е, Выполнено по эскизам худ. Ф.Ф.Федоровского
2. Костюм засл. арт.РФСР Е.Ф. Смоленской для роли Кумы в опере "Чародейка"
Постановка Гос. акад. Большого театра СССР, Москва, 1963 г., Выполнено по эскизам худ. Ф.Ф.Федоровского
Костюмы к опере «Пиковая дама» поразили своими размерами! Стоя рядом я чувствовала себя крупинкой))) С интересом пошарила глазками в складках нарядов.
Костюм Лизы для сцены в Летнем саду, Опера "Пиковая дама"
Постановка Екатеринбургского гос. акад. театра оперы и балета, Екатеринбург, 1993 г.
Костюм Графини для сцены в Летнем саду, Опера "Пиковая дама"
Постановка Екатеринбургского гос. акад. театра оперы и балета, Екатеринбург, 1993 г.
И в завершение прекрасные костюмы и эскиз к Опера "Иоланта".
Художник Н.Н. Золотарев, Опера "Иоланта", Эскиз декориции сцены в саду
Постановка Гос. акад. Большого театра СССР, Москва, 1974 г.
1.Костюм нар. арт. РСФСР Т.А. Сорокиной для роли Брегитты в опере "Иоланта"
Постановка Гос. акад. Большого театра СССР, Москва, 1970-80-е
2.Костюм нар. арт. РФ Л. Ю. Казарновской для роли Иоланты в опере "Иоланта"
Постановка Москвоского акад. муз. театра оперы и балета им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича- Данченко, Москва, 1981-1986
Костюмы просто великолепны! Колорит, крой, фактуры, складки, отделка - всё достойно пристального внимания. Замечательная выставка!