Как с древа сорвался предатель ученик,
Диявол прилетел, к лицу его приник,
Дхнул жизнь в него, взвился с своей добычей смрадной
И бросил труп живой в гортань геены гладной...
Там бесы, радуясь и плеща, на рога
Приняли с хохотом всемирного врага
И шумно понесли к проклятому владыке,
И Сатана, привстав, с веселием на лике,
Лобзанием своим насквозь прожёг уста,
В предательскую ночь лобзавшие Христа.
Это стихотворение "Подражание итальянскому" (Как с древа сорвался предатель ученик..)
при жизни Пушкина не печаталось. В автографе стоит дата «22 июня 1836. Каменный остров».
Оригинал - сонет итальянского поэта Франческо Джанни (1760-1822)
Но Пушкин его переводил не с итальянского, а с французского стихотворного перевода Анри Дешана,
помещённого в его сборник 1835 года «Последние слова»
Как там было всё в оригинале, неизвестно, но то, что получилось у Пушкина - гениально:
живой труп, закольцованный сатанинский поцелуй...
А скульптура "Поцелуй Иуды" стоит в Риме в храме Scala Santa (храм Святой лестницы),
где хранится лестница (28 ступеней) из дворца Пилата в Иерусалиме,
по которой Христос поднимался на суд к Пилату.
В средние века лестница так и называлась - Scala Pilati.
По преданиям, эту лестницу вместе с другими христианскими реликвиями раскопала
мать императора Константина св. равноапостольная Елена,
которая в последние годы своей жизни (330 год н.э.) совершила паломничество в Иерусалим.
Скульптура "Поцелуй Иуды" стоит как раз около этой лестницы. Что символично.
Предательский поцелуй - подъём по лестнице к Пилату - суд.
Стоит скульптура на довольно высоком постаменте, фото получаются снизу вверх, что хорошо:
лица видны и видно, как Иуда напряжён, даже жилы на шее вздулись.
А рассеянный свет в помещении создаёт интересный эффект с нимбом у Христа.
Сама скульптура - из светлого мрамора, а нимб выполнен из бронзовой проволоки.
И на фото нимб у Христа получается почти чёрным...
Как на фреске 1441 года у Фра Беато Анджелико - только там такой нимб у Иуды, как и положено предателю:
Иллюстрация картины из своб. доступа Сети
Фото В. Златомрежев